Одной из проблем, которые стояли перед КАМАЗом в начале 1970-х годов, была самая актуальная – набор кадров. Особо острая нехватка в то время была в специалистах среднего звена и руководителях – главных механиках, энергетиках, инженерах.
Внизу фотографии отделов кадров подразделений КАМАЗа, которые находились в Набережных Челнах на улице Гидростроителей.
16 октября 1969 года выходит приказ Министерства автомобильной промышленности СССР «Об укомплектовании кадрами дирекции строящегося комплекса заводов по производству дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъёмности».
В соответствие с этим приказом кадровики выезжали в командировки и вели кропотливый отбор специалистов на КАМАЗ. Но всё в этом процессе шло гладко, случались и недоразумения.
Предлагаю вашему вниманию рассказ Григорьева Ивана Андреевича - начальника отдела кадров ПромУКСа.
«Мы написали и отправили несколько тысяч вызовов специалистам по их домашним адресам. Разумеется, ориентировались тех, кто имел опыт работы в отделах капитального строительства крупных промышленных предприятий. Хлопот с этим было немало, однако желаемого эффекта не получилось: из 10 приглашённых откликались лишь один или два – в основном, остронуждающиеся в жилье. Подобное в час по чайной ложке, пополнение нас не устраивало. Объемы строительно-монтажных работ на всех площадках возрастали более, чем стремительно… При очередной встрече Лобода Борис Иванович – заместитель начальника ПромУКСа сказал мне: «Нам не стоит уповать только на посланные по почте вызовы и ждать у моря погоды… Нужно выехать по тем адресам, которые у нас есть, поговорить с людьми – пусть в домашней обстановке, с участием всей семьи, рассказать о нашей стройке, КАМАЗе и будущем городе… Ведь в письме многое упускаешь…» Словом, отправили меня в командировку по шахтёрским городам Кемеровской области, поскольку именно оттуда у нас была самая большая почта…В отделе кадров Кузнецкого металлургического комбината я изучал личные дела инженеров-строителей. Вдруг меня приглашают зайти к секретарю парткома предприятия. Расспросив о цели моего приезда в Новокузнецк, ознакомившись с моими документами и положением на камской стройке, он отпустил меня с миром. Но интерес, проявленный к моей персоне партийным лидером такого гиганта индустрии, членом бюро горкома КПСС, меня насторожил. В тот же вечер ко мне в номер гостиницы пожаловали два милиционера. Проверив мои документы и забрав с собой командировочное удостоверение, они ретировались с обещанием вернуть его завтра. Утром ни свет ни заря блюстители порядка вновь появились на горизонте. На этот раз они были куда категоричнее – велели одеться, собрать вещи и следовать за ними. На улице нас поджидал «газик», и мы куда-то поехали… Оказывается на железнодорожный вокзал. Один из милиционеров, кстати в чине майора, вернул мне командировку, протянул проездной билет до Новосибирска и сказал: «Лейтенант и старший сержант вас будут сопровождать до конечного пункта». Я, естественно, стал возмущаться: по какому праву. Майор ответствовал: «Это решение горисполкома и горкома партии. Мы не позволим переманивать наши кадры. Больше не советуем вам показываться в наших краях. Будем жаловаться на КАМАЗ и в ЦК партии». Посадив меня в скорый фирменный поезд «Новосибирск – Москва», милиция «испарилась», оставив меня в покое. А я поехал дальше в раздумьях насчёт того, как сибиряки жёстко сражаются за свои кадры. И вероятно, они правы… Хорошими специалистами надо дорожить. Сразу по возвращении в Набережные Челны меня вызвал заместитель генерального директора по кадрам А.С.Усманов, как потом выяснилось, для «принятия мер». «Выезды за Урал запрещаю, это указание обкома партии. В противном случае применим более строгие меры – вплоть до увольнения. А на первый случай вам будет выговор». Обида за это наказание ради галочки была несравнимой с удовлетворением от проделанного по Кузбассу рейда. Оттуда к нам приехало вскоре немало опытных инженеров-строителей. Это, во-первых, вложивший в строительство литейного завода много сил и здоровья и рано ушедший из жизни Владимир Иванович Петров, а также Г. Н. Шамбуллина, В. И. Корнев, С. М. Терещенко, А. И. Лаптев, А. А. Стражев, А. М. Слухай, А. А. Голышев, Ю. М. Красильников, П. Д. Гуцаев».
Рассказ был опубликован в издании "Дюжина" 12 августа 1995 года.
Внизу агитационные листовки с приглашением работать на строительстве КАМАЗа. Начало 1970-годов.
Внизу агитационная листовка начала 2000-х годов.
Если вы внимательно прочитали материал, то можете найти две ошибки в агитационных листовках. Одна из них орфографическая, а вторая, скорей всего, географическая... Видите эти ошибки?