Найти тему

Смерть и возрождение киберпанка: обзор жанра.

Представьте себе картину. Небо над городом напоминает телеэкран, включённый на мертвый канал. Кислотный дождь бьёт в лицо главному герою, оставляя красные полосы на не защищённой респиратором коже. Он крепко сжимает за пазухой голодек с записанным компроматом на лидера могущественного дзайбацу. Теперь он вне закона. Бежать некуда, никто ему не поможет. Остались только он и этот чёртов город.

Отличительные черты киберпанка знакомы всем. Мрачные, погрязшие в пороке миры, пропитанные коррупцией, развратом и окутанные одеялом киберпространства. Но, несмотря на запоминающуюся атмосферу, жанр не является массовым. Киберпанк - проекты, конечно, выходят, но редко получают всеобщую любовь и коммерческую успешность. Почему же? Давайте разберемся.

Истоки жанра, основные представители и вероятное будущее - об этом далее.

Термин киберпанк родился в 80е годы в США и впервые использовался в одноимённом рассказе Брюса Бетке, где обозначал одного из персонажей. Он был программистом и носил характерную причёску. Термин приглянулся Гарднеру Дозуа, известному редактору, и впервые был использован им, как обозначение целого жанра, который начинает становиться все популярнее к середине 80х. Идейным вдохновителем киберпанка можно назвать Филипа Дика с его романом «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Там заложились основные принципы жанра: мегакорпорации, аугментации, всеобщая разруха на фоне технического процветания. Именно концепция «High tech. Low life» является главным жанровым компонентом.

-2

В 1982 на экраны вышли «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и манга «Акира» Кацухиро Отомо, придавшие жанра характерную визуальную стилистику.

А здесь давайте поподробнее. Почему именно США и Япония? Почему идеи развития техники и гибели человеческой морали вспыхнули именно там. В первых крупных киберпанк работах, таких как «Нейромант» Уильяма Гибсона или «Схизматрица» Брюса Стерлинга, японская культура становится доминирующей и её черты проникают во все сферы жизни.

-3

Валюта, мода, терминология. Слова «самурай», «ронин», «дзайбацу» встречаются в речи персонажей, как само собой разумеющееся. Как пример, можно вспомнить сцену из «Бегущего по лезвию», в которой на гигантских экранах помимо рекламы западных брендов можно встретить изображение гейши. Это напрямую связано с японским экономическим ростом, так называемым «чудом», во второй половине 20го века. Япония стала самой быстроразвивающейся страной, и у американцев возникли понятные опасения. Неужели Япония станет доминирующей экономикой в мире? Здесь подключаются писатели-фантасты, для которых прогнозирование будущего является основной профессией. И эти прогнозы весьма нерадужные…

Будучи свидетелями бурного роста Японии, американские творцы начинают проецировать на собственную действительность восточную культуру. А повсеместное введение информационных технологий показывает еще одну угрозу для человека будущего. Помимо этого, именно в 70-80е годы начинается бурный рост транснациональных корпораций, которые начинают играть важную роль в общественной жизни. В итоге, возникает сильное социальное расслоение, сказывающееся на уровне жизни. Все эти факторы и реализуются в киберпанке, и объясняют его популярность в 80е. Это будущее для жителей того времени не столь уж и фантастично. Для примера, вспомним город Детройт, где происходит действие близкого к киберпанку фильма «Робокоп». Автомобильная промышленность, которой он был славен, не оправдала себя, в итоге город оказался на грани банкротства, а массовые беспорядки завершили начатое.

-4

И если США читали киберпанк и боялись грядущего, то Япония уже жила в нем. Рост технологий, культурный и экономический подъем, оборачивающийся постепенным упадком, через все это Страна Восходящего Солнца проходит в 80-90е, пик популярности жанра. Именно так Запад и Восток оказываются на одной волне. Жанр, представляющий пугающе близкие перспективы, вызывает особый эмоциональный отклик у читателей. Потому вышеупомянутый «Нейромант» Уильяма Гибсона становится хитом, получает престижные награды «Хьюго» и «Небьюла» и закладывает основные догматы жанра. В то же время, Гибсон при написании своего революционного романа опирается на стилистику, созданную Ридли Скоттом в «Бегущем по лезвию».

-5

В первую очередь, киберпанк очень напоминает нуар. Главные герои далеко не рыцари в сияющей броне, это опустившиеся преступники или нечестные копы, страдающие наркотической или алкогольной зависимостью, что тоже является серьезной проблемой общества 80х. Они сталкиваются на своем пути с настоящим злом, продажной властью или корпорациями, стремящимися лишь к обогащению. Противостояние далеко не всегда оканчивается успешно, и у наших героев есть большие шансы оказаться на месте персонажа Серебрякова из фильма «Левиафан». Как и в нуаре, очень часто сюжет начинается с пустякового дела, который постепенно превращается в противостояние с властью. Протагонисты киберпанка, в первую очередь – бунтари, лишние люди в этом развращенном обществе. В их головах мысли, которые также роятся в разуме среднестатистического жителя той эпохи.

-6

Уже на рубеже 90х жанр начинает трансформироваться, он уже не может увлечь зрителя привычными концепциями. Серия ролевых игр «Shadowrun» скрестила киберпанк с городским фэнтези, добавив в классическую стилистику эльфов, троллей, драконов и прочий фэнтезийный бестиарий. Стимпанк представлял викторианскую Англию с технологией, работающей на пару. Название жанра придумалось в шутку Кевином Джетером, который пытался объединить произведения «Врата Анубиса» Тима Пауерса, «Гомункул» Джеймса Блейлока и некоторые свои работы.

-7

Дальше приставку панк ставили куда ни попадя. Биопанк основан на биоинженерии и генных модификациях. Нанопанк на превосходстве нанотехнологий. То есть основную движущую технологию сеттинга ставили перед словом панк и готово. Основные идеи панк-движений, бунт против всего уже почти не поднимались. Киберпанк в своем изначальном виде потерял главное – актуальность.

Жанр занимает свою нишу среди ценителей, но иногда по нему выходят громкие проекты. Трилогия «Матрица» совмещает киберпанковскую стилистику с постапокалипсисом и оставляет яркий след в истории кино. Её атрибуты проникают в поп-культуру и узнаваемы до сих пор. Но развить это произведение во что-то большее не удалось. Мы имеем десятки крупных фэнтези или фантастических вселенных, которые имеют развитие в разных проявлениях поп-культуры. «Матрица» же не ушла за границы трилогии, да и признаемся второй и третий фильмы производили не такое впечатление как оригинал.

-8

Может показаться, что мы оцениваем произведением количеством продолжений, что «Матрица» - это закрытая история и не предполагает продолжений, но это не совсем так. Трилогия «Назад в будущее» тоже имеет закрытую сюжетную линию, и отсутствие у нее продолжений кроме детского мультсериала и эпизодной игры от Telltale, не означает непопулярность жанра хроноопер. Главное различие в том, что «Матрица» пыталась расшириться за пределы трилогии. Здесь и «Аниматрица», и пара видеоигр, и полноценная MMO и серии комиксов. Да прямо сейчас снимают четвертую часть. Роберт Земекис сказал строго, что у «Назад в будущее» не будет ни ремейков, ни сиквелов пока он жив. Госпожа Вачовски такого ультиматума не ставила.

Помимо «Матрицы» можно привести пример видеоигровой серии «Deus Ex». Первая часть выстрелила на волне трилогии Вачовски в 2000 году. А мягкий ребут 2011 года под заголовком Human revolution, порадовал и фанатов, и новых игроков. Но сиквел 2016 года Deus ex Mankind divided разошелся намного меньшим количеством копий и серию заморозили. Еще один киберпанк, который не смог.

-9

Кстати, разработчиков игры, компанию Eidos Montreal, вместо продолжения приключений Адама Дженсена перекинули клепать игру про Мстителей. Потому что популярно.

Возвращение вселенной Shadowrun профинансированной на кикстартере в виде изометрической RPG Shadowrun returns тоже просуществовало недолго. Проект ограничился двумя кампаниями, выпущенными в 14м и 15м годах и тоже заглох. Список нереализованных амбиций соизмерим со амбициями главных героев киберпанка, а результат оказывается такой же.

-10

Создается ощущение, что люди сперва хватаются за знакомые образы, но это их быстро отпускает и развития киберпанк-вселенные не получают. И дело не в неуютности мира, посмотрите только на вселенные «S.T.A.L.K.E.R.», безумно популярную в России и Warhammer 40000, популярную во всем мире.

Где киберпанк чувствует себя прекрасно так это в аниме. Проекты выходят частенько и уже насчитываются десятки произведений. И это объяснимо. Аниме стремится к архетипичности, персонажи и сеттинги, в которых они взаимодействуют, должны быть понятны зрителям с первого взгляда. Ояши, цундэрэ, кавайико, по первому появлению их в кадре уже понятно какую роль они будут играть. Также и с киберпанком. Увидев парня в плаще с аугментированными конечностями на фоне логотипа какой-нибудь корпорации, мы сразу понимаем основные правила этого мира, а отличия конкретно этого сеттинга мы без напряга будем воспринимать по капле уже в процессе просмотра. Примерно по той же причине нынче в аниме очень популярно разного рода попаданство. Понятная массовому зрителю классическая история чужака среди чужих, упрощает понимание и принятие повествования.

-11

Киберпанк исчерпал себя, как манифест. Будущее уже наступило, но несколько в другом виде. Жанру нужно нечто большее, чем придумать очередные банды, корпорации и искусственные интеллекты. Киберпанк нужно актуальное обновление. Ближе всех был все тот же Уильям Гибсон с «Трилогией Синего муравья», открывающуюся романом «Распознавание образов». Действие переносится в двухтысячные, да и фантастичность происходящего очень относительна. Произведения разворачиваются на грани реализма, ведь большинство предсказаний киберпанка уже сбылись. Происходящее вокруг удивительнее вымысла, а потому именно реальные социальные явления вызывают у людей сильный отклик. В похожем ключе написана, к примеру, «Бразилия» Йена Макдональда, точнее её сегмент, происходящий в нашем времени.

-12

Что касается перспектив жанра, в ближайший год нас ждет небывалый наплыв киберпанк проектов. В первую очередь, это конечно же долгожданный Киберпанк 2077 от CD Project Red, не дай бог еще раз перенесете. Несмотря на вопли скептиков в интернетах, игра наверняка будет успешной, а вот сможет ли она запустить целый франчайз это большой вопрос. Явно подстраиваясь под дату выхода игры, российские издательства запускают в печать жанровую литературу, такую как новеллизации вселенной Shadowrun и переиздания классиков. В производство запущен сериал по роману «Периферийные устройства» за авторством все того же Гибсона, с Хлоей Грейс Морец в главной роли, состоится релиз минисериала Киберпанк СССР, да и Матрица 4 не за горами. Про аниме говорить не будем, они с жанром всегда в хороших отношениях.

-13

Но остается главный вопрос: «Насколько популярность Киберпанка 2077 скажется на здоровье всего жанра?». Вероятно все пойдет по классической схеме – год разговоров, и вновь тишина. А может, жанр обретет второе дыхание в ближайшее время. Киберпанк уже вокруг нас, аугментации, корпорации, искусственные интеллекты, киберпространство. Возможно, именно сейчас жанр вновь станет актуален для широких масс. Ведь обстановка этому благоволит.

Спасибо за внимание. Читайте нас на Дзене, в Инстаграм и смотрите на YouTube. А если хотите больше статей и видео на подобную тему, то обязательно подписывайтесь и делитесь с друзьями.

-14

Панк
8862 интересуются