Найти тему

Массовый спрос в девелопменте и строительстве

Каждый производитель мечтает о массовом спросе на свои товары и услуги. Об этом же мечтает каждый девелопер и каждый строитель.

Каждый производитель мечтает о массовом спросе на свои товары и услуги. Об этом же мечтает каждый девелопер и каждый строитель. В России среди девелоперов и строителей распространено мнение, что массовый спрос формируется относительно стоимости товаров и услуг. Чем ниже их стоимость, тем более массовым на них будет спрос. Низкая стоимость товаров и услуг, безусловно, способствует массовому спросу, но этот фактор не является определяющим. Он сопутствующий.

Прежде всего, массовому спросу на товары и услуги способствует их соответствие массовому потребителю. Иначе говоря, чем большее количество потребителей способны объединить товары и услуги, тем более массовым будет на них спрос. Массовый спрос в девелопменте и домостроении формируется за счёт социально-экономической специфики самих по себе товаров и услуг.

Формирование массового спроса на территорию начинается с её преобразования на условиях универсализации. Вне зависимости от специфики самой по себе территории, массовый спрос на неё возможен только в том случае, когда она по своей структуре и содержанию будет способна объединить максимально большее количество потребителей. Какое количество потенциальных потребителей она будет способна объединить своей структурой и своим содержанием? Ещё раз, успех на потребительском рынке абсолютно любого товара и абсолютно любой услуги зависит от того, какое количество потенциальных потребителей они способны объединить.

Поэтому, в мировом девелопменте по отношению к разным территориям применяются практически одни и те же структурные и содержательные принципы. Одним из структурных принципов, например, является улица. Абсолютно любой девелопмент территории начинается с создания сети улиц. Какой бы ни была по содержанию застройка территории, универсальным принципом её освоения является улица. Предполагает ли девелопер застроить территорию многоэтажными домами или малоэтажными – по большому счёту не имеет принципиального значения. Главным будет наличие или отсутствия улицы. Улица, как структурный принцип освоения территории, способна сформировать массовый спрос на территорию. Отсутствие улиц при девелопменте территории, во многом препятствует формированию массового спроса на территорию в современных российских условиях. Улица объединяет максимально большее количество потенциальных потребителей территории вне зависимости от типа её застройки.

Принято считать, что главным фактором объединения потребителей территории является наличие т.н. общественных пространств и наличие социальной инфраструктуры. Это всего лишь отчасти так. Если общественные пространства и социальная инфраструктура не являются содержательными элементами общей уличной структуры территории, то их объединяющая роль будет малоэффективной. Чем бы как бы содержательно не насыщалась территория, массовый спрос на неё будет зависеть от цельности и универсальности её структуры.

Всё то же самое, справедливо и для домостроения. Массовый спрос в домостроении возможен только в том случае, если возводимые здания обладают структурно и содержательно неким единым и универсальным характером. Как показывает мировой опыт домостроения и многие годы существования рынка недвижимости, массовый спрос на домостроение возможен тогда, когда результатом домостроения является жильё. Это жильё, как продукт домостроения, способно объединить максимально большее количество потенциальных потребителей вне зависимости от их социально-экономического положения. Производить жильё для домостроителей – значит ориентироваться на массового потребителя.

Безусловно, жильё относится и будет относиться к разным ценовым категориям. Также, оно как отличалось, так и будет в будущем отличаться по форматам и типам, но в абсолютно любой ситуации, оно должно будет мгновенно и бесспорно идентифицироваться массовым потребителем как жильё и ничто иное.

Многих домостроителей можно понять, когда они стараются изобразить нечто интересное и оригинальное, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей. Но в этом же кроется и сбытовая ловушка. Если интересные и оригинальные дома не идентифицируются потребителями как жильё, если дома находятся вне общей, единой и универсальной структуры девелопмента территории, то массового спроса на них не сможет сформироваться. Борьба за потребителей будет проиграна. Интересные и оригинальные решения в домостроении способны привлечь массового потребителя, но только в сегменте зданий общественного назначения. И только в том случае, если эти идеи и решения не противоречат общей структуре девелопмента территории.

Таким образом, пока продолжается точечная бессвязная застройка территорий, массового потребления в девелопменте и домостроении не будет.