Самолеты служат довольно долго, но не бесконечно. Все они однажды приземляются в последний раз. И вот, что с ними происходит после последнего полета.
Кладбище старых самолетов
Так же, как и в других странах, на территории бывшего СССР отслужившие авиалайнеры попадают на авиационные «кладбища». Не так давно одно из них было на Ходынском поле.
Сейчас похожее место имеется в Казани. От попавших сюда машин вскоре остаются лишь ободранные фюзеляжи.
В Ульяновске похожее место называется музеем истории гражданской авиации, но, по отзывам посетителей, списанные машины здесь находятся в полном небрежении.
Есть стоянка старых лайнеров в Домодедово, но и они целы лишь потому, что размещены в аэропорту.
Много старой советской летной техники собрано в Киргизии в г. Ош, но и там она постепенно разбираются.
В лучшем случае они идут на запасные части.
Не слишком изношенные авиалайнеры могут попасть в авиакомпании небогатых стран. Но большинство обращается в металлолом.
Для развлечений
Однако некоторые из лайнеров продолжают жить, уже расставшись с небом. Их приобретают музеи, во многих странах они используются для развлечения. К примеру, в Нидерландах в одном из авиалайнеров устроен отель.
На территории нашей страны подобных примеров немного, конечно, если не учитывать самолеты-памятники, как в г. Жуковском, однако они есть.
Старожилы вспоминают, что в Киеве и Кривом Роге был детский кинотеатр, устроенный в старом АН-10.
Был кинотеатр в корпусе ИЛ-18 в Пензе. Дети – самая благодарная публика.
В городе Сусуман Магаданской области в носовой части лайнера, который является частью здания, располагается авиамодельный кружок.
В похожей носовой части ТУ-124 в Казани (здание КНИТУ-КАИ) нашла себе место учебная лаборатория.
К сожалению, попытки использовать списанную авиатехнику, как объекты досуга или достопримечательности, редко становятся успешными.
В Липецкой области на трассе М-4 есть гостиница «Самолет», перед которой на радость детям установлен старый лайнер.
Самолет стоит в Ульяновске перед Авиационным колледжем.
В Киеве – перед Авиационным университетом. Однако ИЛ-18 в парке Екатеринбурга – сгорел.
Самолет в Саратове, в котором были кафе, видеосалон, тир и бильярдная – сгорел.
Авиалайнеры в истринском авиаклубе, в Симферополе и Евпатории – утилизированы.
Списанный ИЛ-18 уцелел в Ставрополе, в нем оборудована комната смеха.
Но есть и лучшие примеры жизни советских самолетов не в небе. В Цюрихе Ил-14Т является частью ресторана Runway34. К сожалению – это не территория бывшего СССР.
А вот в грузинском Рустави списанный ЯК-42 работает детским садом. Его салон наполнен игрушками, разными образовательным оборудованием и, конечно, детьми.
Наверное, это и есть самолетный рай.
А вам что-нибудь известно об отлетавших самолетах? Напишите об этом в комментариях!