Ведьмы мы али не ведьмы? Патриетки али нет?!
(с) Высоцкий, "Песня-сказка о нечисти"
Отношение к ведьмам и магам у католического духовенства далеко не всегда было однозначным. Мы привыкли, что католики всегда были категоричны: магия - однозначное зло, всегда от дьявола, и потому с ней надлежит нещадно бороться. Однако на самом деле это официальное мнение католической церкви сформировалось относительно поздно - только к концу XVI века. До этого среди церковных иерархов кипели прения - некоторые считали, что любая магия - от нечистой силы (как, например, автор "Молота ведьм" Генрих Крамер и, позднее, испанский епископ Симанкас), другие полагали, что существуют виды магии, если не угодные Богу, то, во всяком случае, допустимые им. Именно из этого периода берет начало разделение магии на черную и белую.
Надо еще учитывать, что в Средневековье и в Ренессансе были в большой моде различные мистические и около-магические учения. Мистиков и магиков всех сортов по дорогам бродило тысячи, как говорится, всех хватать - рук не хватит. Поэтому хватали обычно тех, кто замахивался потрясти основы христианской веры, опровергал основные постулаты - а потому был всерьез опасен. Мелочь же гребли, только если попадала под горячую руку. Многие маги, астрологи, алхимики получали известность и высокий статус, как, например, Эдвард Келли и Джон Ди при дворе императора Рудольфа - католика, никаким боком не протестанта. Да и у самого императора было рыльце в пушку - оккультизмом различных видов он занимался, можно сказать, профессионально.
Поэтому нельзя сказать, что инквизиция безжалостно изничтожала всех магов. Она вообще долгое время магами... Не занималась вовсе. Например, что касается Испании, где инквизиция, как принято думать, лютовала совсем уж жутко, то первый процесс по "магическому" делу там произошел всего только в 1501 году. Трибунал Сарагосы взял нескольких некромантов - и долго думал, что с ними делать...)
Кстати, термин "некромант" здесь надо понимать в его исходном значении. Это вовсе не повелитель зомби, это всего-навсего гадатель, призывающий духов умерших. Спиритуалист, грубо говоря.
Великий инквизитор высказался, что имущество некромантов подлежит конфискации. Дело легло на стол королю Фердинанду, который отправил его на рассмотрение "компетентной комиссии", каковая и решила, что все имущество некромантов отправится в королевскую казну.
Что интересно, годом раньше вышел королевский указ о повсеместной ловле "гадателей". Причем если пойманные были духовного звания, то отдавались духовному суду, а если мирянами - то светскому. И еще неизвестно, что хуже, кстати...)
Первыми в Испании среди магов угодили на костер Мартин де Сориа и Гарсиа де Горуалан - в той же Сарагосе, но аж в 1511 году. Потом дело как-то затихло - среди всех процессов суды над магами и гадателями были пропорционально очень редки. Причем зачастую Супрема (руководство испанской инквизиции) перенаправляло дела из ведения собственных трибуналов в суды обычного духовенства - это, мол, ваше дело.
Это примерно как если бы НКВД случайно брало человека по "политической" статье, а потом спихивало бы его обычной уголовной милиции - разбирайтесь, мол, сами, нам тут недосуг, мы серьезными делами занимаемся, государство храним...))
При этом далеко не каждое "дело магов" в испанской инквизиции (рассматриваем пока ее) оканчивалось смертным приговором. В 1567 году в Сарагосе (опять она!) приговорили к розгам, шестилетнему заключению в монастырь и году изгнания Хуана де Матеба - за то, что он уверял, что может видеть сквозь предметы. Почти столетием позже в Толедо попал под раздачу священник-астролог (были и такие!) Сакоме Прамосельяс - три года каторги и изгнание навсегда. В 1659 году в том же Толедо инквизиция зацапала некоего Хуана Северино, который всем рассказывал, что у него есть посеребренный череп, излечивающий от лихорадки. Череп изъяли, серебро ободрали и конфисковали, Северино какое-то время продержали в тюрьме, потом выпустили и пригрозили, что если еще раз поймают на том же самом - всыплют 100 розог.
Как ни странно, активно жечь магов испанские инквизиторы начали гораздо ближе к "цивилизованному" XVIII веку. Вот тогда количество смертных приговоров для мистиков и колдунов стало сопоставимо с количеством приговоров для обычных еретиков.
Злые языки поговаривают - это потому, что евреи с маврами кончились...)
Но все вышеперечисленные случаи, как вы заметили, касались только мужчин. Ведьмы, по тогдашним понятиям, стояли особняком. Дело в том, что сила ведьм, как считалось, априори происходит только от дьявола. Если мистические опыты магов-мужчин подразумевали некую "наукообразность", то женщин - увы...
Но при этом у церковников были резонные сомнения - всякая ли обвиненная в ведовстве вправду виновна? Действительно ли она что-то эдакое может, или (даже если сама призналась - случаи были) "ведьма" попросту психически больна?
В 1526 году в Гранаде собрали конгрегацию, которая должна была дать ответ на следующие вопросы:
1) Действительно ли ведьмы совершают преступления, в которых сознаются? Может, они попросту душевнобольные?
2) Если ведьмы вправду есть, то следует ли их выдавать на костер светским властям, или решать дело инквизиционным приговором - тюрьмой и "отречением"?
3) Если ведьмы - все-таки просто сумасшедшие бабы, следует ли их наказывать за выдуманные "преступления", как за настоящие?
4) Вообще инквизиторское ли дело - ведьмы?!
5) Достаточно ли для приговора только признания вины самими обвиненными, или нужны еще доказательства?
6) Какие профилактические меры нужно принимать для искоренения самой веры в ведьм?
По первому вопросу постановили - ведьмы существуют (хотя, кстати, будущий великий инквизитор Испании Вальдес голосовал против!). По второму - что ведьмы могут быть осуждены церковью к покаянию, "отречению" и тюремному заключению, выдавать их мирскому суду не обязательно. Значит, не всех ведьм отныне стоит сжигать. По третьему четкого мнения не выработали. Насчет четвертого решили - так-таки инквизиторское. По пятому вопросу постановили, что хватит одного лишь признания, и более ничего не нужно, хотя Вальдес внес оговорку - только если дело идет к мягкому приговору, т.е. попросту к розгам. По шестому мнения разделились, но, что интересно, большинство голосовавших высокопоставленных церковников сочло, что оптимальным решением будет усиление борьбы с предрассудками в народе. Опережающей свое время идеей было высказанное кем-то из них мнение, что маленьким детям, которым грозит впадение в ересь ведьмовства, следует для отвращения от искуса оказывать... Материальную помощь!
Фактически это привело к тому, что Супрема начала требовать от подчиненных ей трибуналов тщательно проверять и перепроверять все обвинения и доносы на женщин по части "ведьмовства". Многие "ведьмы", даже те, что с пеной у рта рассказывали о своих магических "свершениях" - и пытать не надо было! - признавались психически больными и отпускались на свободу. Это не означает, что ведьм совсем перестали жечь - например, в 1610 году на большом аутодафе в Логроньо (Наварра) оказались 29 ведьм. 11 приговорили к костру, но 5 умерли раньше, в тюрьме, и сожгли только их изображения. Но 18 ведьм отделались розгами.
Многим обвиненным, то есть признанным настоящими, ведьмам инквизиция давала шанс покаяться, отринуть дьявола и вернуться в лоно Святой Церкви. Для этого и служило тюремное заключение. И розги - чтоб повыбить дурь...)
Но тем не менее... В Толедо, например, за период с 1648 по 1794 не было ни одного "ведьмовского" процесса. В Вальядолиде за 1622-1662 год прошло 667 инквизиционных судов, но только пять касались ведьм. На всю Испанию в "инквизиторскую кампанию" 1721-1727 годов, когда активно жгли и пороли магов и еретиков, не пришлось ни одного аутодафе ведьмы.
Вот так. А вы говорите - инквизиция преследовала женщин. Она их, блин, наоборот - как бы не спасала!
Источник - С. Лозинский, "История испанской инквизиции"