Выбор Олегом-правителем болгарской княжны, как невесты Игоря - наследника Великого Князя Русского, сулил блестящие династические и геополитические перспективы для Руси. Русь обретала влияние над большей частью северо-восточного ареала Причерноморья и через Дунайские болгарские земли, начинала главенствовать на славянском юге Европы. «Назначение» в 903 году Ольги в жены Игорю не случайно. В это время Олег замышлял грандиозный поход на Царьград, для успеха которого, необходимо было обеспечить проход русской конницы по болгарским землям Причерноморья.
Вполне вероятно, что Олег в походе на Византию, учитывая болгарское родство Ольги, находился в союзных отношениях с царем Болгарии Симеоном. Его царствование с 893 по 927 год было отмечено наивысшим расцветом культуры Первого Болгарского царства, и вместе с тем, непрерывными войнами с Византией, от которой Симеон домогался признания за собой титула не только светлости, но и «величества», равного императорскому титулу «базилевс» - царь.
Олега с Симеоном сближает не только хронология, но и титул «великий над князьями князь», несколько искаженный переводом, но почти точно воспроизводящий титулатуру Симеона, сохранившуюся в так называемом Изборнике Святослава 1073 года: «великий в князьях князь» [Никитин А. «Олег. Князь или воевода?». Наука и религия, №6 - М., 1991, c. 37].
Представляет интерес «клятва оружием», описанная в договоре 911 г. и в тексте Повести, согласно которой «некрещеная русь полагают щиты и мечи свои обнаженные, обручи свои и прочее оружие». Анализируя язык договоров И. И. Срезневский приводил в качестве параллелей к обряду описания внешнего вида царя Симеона и его бояр в парадном вооруже-нии, полностью отвечающем перечню: с гривной на шее, обручами на руках и в кованых поясах [Срезневский И. И. Договоры с греками. Русское слово. - М.,1986, c. 24-25, 41-43].
В свете болгарской версии происхождения княжны Ольги в славянской перспективе рисуется картина сватовства к Ольге князя древлян Мала, ведь они были славянской крови: «Древлянский князь Мал не Норманн, не варяг; он единственный, нам известный по имени, не покорившийся варяжской династии князь, от прежних словенорусских князей» [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. - СПб., 1876, c. 118].
Нестор, словами В.Н. Татищева, по злобе охулил древлян, представив их звероподобным язычниками живущими в лесах. Древляне, в отличие от большинства славянских племен, не подчинились Хазарскому Каганату. Равным образом и пришлых варяжских поработителей, древляне встретили ожесточенным сопротивлением.
Понятия «волк» и «варяг» однокоренные, поэтому, смысл обращения послов древлян к Ольге: «муж твой убит как волк и грабитель» - можно понимать не только буквально, но и в политическом плане: «муж твой убит как варяг – грабитель».
Славянские послы древлян, народа, который десятилетиями вел упорную борьбу с пришлыми варяжскими поработителями, обратились к славян-ской киевской княжне Ольге с предложением «стать женой князя Мала» - т.е. династически объединиться, и изгнать варягов со славянских земель. Услышав такое предложение, Ольга, вполне естественно, ответила послам древлян: «Люба ми есть рѣчь ваша» [Лѣтопись по Лаврентьевскому спи-ску. - Спб., 1872, c. 54-55]. По Степенной книге, древляне, желая вступить в союз с Ольгой, умыслиша: «и сами свободни отъ дани будемъ, и наше будетъ достоянiе» [Книга Степенная царского родословiя. ПСРЛ, т. 21, с. 8].
Рождению славянского союза в Поднепровье, направленного против варяжских норманнов, мешало существенное кровное обстоятельство – единственный малолетний сын Ольги Святослав, отцом которого был князь Игорь, а дядьками знатные варяги Асмуд и Свенельд.
Суть предложения древлян Ольге, А. Нечволодов комментирует так: «Убивши русского князя, Древляне задумали совсем упразднить княжий род [Нечволодовъ А. Сказанiя о русской земле. - СПб., 1913, часть I, с. 120-121]. По Нестору, древляне решили захватить Святослава, затем: «и створимъ ему, якоже хощемъ» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 54].
Невнятный ответ послов древлян Ольге о дальнейшей участи ее сына Святослава встревожил княжну, и она обратилась к Свенельду и Асмуду, которые без труда убедили Ольгу, что Святослава ожидает судьба его отца – неминуемая гибель от рук коварных древлян.
Таким образом, вначале, сугубо экономический конфликт между славянскими древлянами и пришлыми варяжскими князьями по поводу размера вассальной дани, вскоре принял характер политического и этнического противостояния, что могло быть разрешено, обычным для тех лет, радикальным образом – уничтожением в Поднепровье одной из враждующих этноэлит – древлянской или варяжской. Материнский инстинкт княгини Ольги стал выше голоса ее славянской крови.
Южно-болгарская версия происхождения Ольги, несмотря на свою привлекательность и оригинальность доводов, все же рождает ряд вопросов, на которые отнюдь не просто ответить. Главный из них, почему династический союз между Игорем, как наследником Великого Князя Русского, и знатной болгарской княжной, остался совершенно неведом современникам, болгарским и греческим источникам. Брачный союз такого уровня должен по определению иметь публично значимый характер. Если он был тайнам, тогда, в смысле династических притязаний, политический статус такого брачного союза ничтожен.
В древнерусской исторической эпохе тех лет были прецеденты династических союзов существенного уровня и масштаба. В частности, брак внука Ольги князя Владимира с византийской принцессой Анной. Он был описан в греческих и летописных источниках с такой массой подробностей, которая позволяет не сомневаться в их исторической реальности.
Сведений о том, что Олег или его представители посещали Болгарию с целью сватовства нет никаких. Ясно также и то, что появление династического союза Руси и Болгарии, заставил бы насторожиться Византию, и, ни о каком неожиданном нападении на Константинополь Олега не могло быть и речи.
Однако, с другой стороны, можно задаться вопросом - а на каком основании можно утверждать, что сведения о династических связях православных греков и болгар с языческой Русью будут бережно храниться в государственных архивах Византии и Болгарии? Совершенно очевидно, что с кончиной Олега, Игоря и Святослава, исторические документы связанные с ними, их противники задвинули куда подальше и затем попросту уничтожили. Государственные архивы хранят то, что славит государство, но никак не то, что унижает его достоинство.
Еще один момент связан с вопросом о статусе знатности Ольги. Совсем не очевидно, что язычник Олег особо разбирался в болгарских генеалогиях знатности. Возможно, что Игорю "подсунули" в жены Ольгу не царских болгарских кровей, а попросту княжеских. В этом случае, брак Игоря и Ольги не имел династического статуса и его предали забвению.
И наконец, следует иметь в виду то обстоятельство, что с уходом Святослава из Болгарии, болгарское царство подпало под полную зависимость от Византии, став его вассальной провинцией. Судьба государственных архивов Болгарии стала очевидно незавидной, мало, что от них сохранилось вообще. То, что Нестор имел перед собой какой-то документ из этого архива, когда описывал подробности договора Олега с греками, можно считать неким историческим чудом.
И все-же, по всей совокупности обстоятельств, исторически более правдоподобной выглядят северная версия происхождения княгини Ольги. Эта версия становится еще более убедительной, если допустить, что Ольга была дочерью Олега. Такую возможность происхождения Ольги предполагают Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец: «Нѣцыи же глаголють, яко Олгова дчи бѣ Олга» [Типографская лѣтопись. ПСРЛ, т. 24. - Пг., 1921, c. 9].
В таком случае складываются воедино сразу четыре существенных фактора: 1. Корневое сходство имен Олега и Ольги; 2. Знатное варяжское происхождение Ольги; 3. Вероятное рождение Ольги в Пскове, где тогда находилась резиденция Олега 4. Династический статус брачного союза Игоря и Ольги, инициатором которого, по летописцу, был именно Олег.
Если Ольга была дочерью Олега, то это позволяет объяснить ряд исторических обстоятельств, и прежде всего, придать более реальный вид летописной хронологии. Олег мог «назначить» Ольгу женой Игорю, когда она была еще в пеленках. Это отнюдь не означало, что Игорь должен был дожидаться своей суженой в целомудрии безбрачия десятилетиями. Это были времена родового патриархата, и можно не сомневаться, что Игорь был окружен сонмом местных «жен» для повседневного пользования.
Ольга не была первой и единственной женой Игоря, как это полагалась по православным канонам, а была одной из жен норманна князя-язычника, как было тогда принято. Известно, что во время правления Игоря, изгнанный король Норвегии Канут нашел убежище на Руси, видимо, благодаря тому, что отдал князю Руси в жены свою сестру: «Игорь окромя Княгини Ольги имел других жен, между которыми, может статься, была и сия Княжна Норвежская. Хотя неизвестно нам, ни когда он на ней женился, ни когда она скончалась» [Щербатовъ М. Исторiя россiйская. Т. 1.- СПб., 1770, 213-214].
По летописным источникам и их комментариям, Игорь, попав в семейство Олега и Ольги, предстает пред нами малозначимой фигурой, в сравнении с ними. Вдобавок, они были разной крови, мать Игоря Ефанда была рода ингров, Олег же и Ольга были рода руссов.
По Житию, Игорь при первой встрече с Ольгой, увидев ее, и прельстив-шись девичьей красой, тут же решил ее изнасиловать. Но, целомудренная Ольга не далась ему, своими добродетельными укорами она устыдила Игоря: «чтобы он не надеялся превышающей силою над ней воспользо-ваться, иначе могила ей станет убежищем от его наглости» [Там же, c. 201]. Пришлось Игорю, чтобы овладеть Ольгой, на ней жениться.
Семейные коллизии отношений Ольги и Игоря характерно выразились в преданиях и легендарном местном фольклоре. В среднем Поднепровье к Ольге укоренилась стойкая неприязнь.
В 1890-x гг. фольклорист и историк Н.И. Коробка записал в Овручском уезде, на месте столицы древлян Искоростеня, множество сказаний о княгине Ольге повествующих о ее жестокости и коварстве. По одной из легенд, Игорь купался в реке «в костюме Адама», в это время мимо по берегу шла Ольга с войском. Публичный вид «срама» мужа настолько оскорбил ее целомудрие, что впав в ярость, она решила его убить. Разъяренная фурия гналась за нагим Игорем десять верст, пока его не настигла. Есть легенда, что Игорь был убит Ольгой только за то «що з нею спорив» [Карпов А.Ю. Княгиня Ольга. – М., 2009, c. 112].
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.