За время своего существования Завод имени Лихачева разработал множество уникальных единиц техники. В первую очередь завод изучал возможности повышения проходимости транспортных средств.
Например, они стали первыми, кто в Советском Союзе серьезно занимался вездеходами с равноразнесенными мостами, сделав в этом довольно серьезный прогресс и выпустив впоследствии несколько серийных моделей (вспомните, хотя бы, спасательный вездеход "Синяя птица").
В 2000-е дела завода шли уже не так радужно, как в Советские времена, но под личным патронажем Лукашенко инженеры завода продолжали творить.
Одной из перспективных разработок стал прототип грузовика с подкатной ведущей третьей осью.
В 2008 году Лужков поручил руководству завода разработать проект семейства полноприводных грузовиков с общим названием "Каратель". Он подразумевал как военные, так и гражданские модификации.
Основной особенностью должен был стать выдвижной задний мост, который приходил на помощь в критических ситуациях, например, когда грузовик забуксовал.
Преимущества такого решения действительно были. Во-первых, использование дополнительной пары колес позволяло увеличить колесную базу, что было крайне необходимым в некоторых ситуациях.
Во-вторых, можно было снизить удельное давление на груз, что помогало преодолеть заболоченные участки или участки с низкой несущей способностью.
Третье, это значительное повышение проходимости. Третий подкатной мост имел меньшую колею, что позволяло опустить колеса на еще не "испорченную" поверхность, а не в общую колею.
Для того, чтобы проверить все эти преимущества на практике, в УКР завода сделали прототип, взяв за основу ЗИЛ-43272Т с колесной формулой 4х4.
Грузовик сохранил постоянный привод переднего моста, а вот привод центрального был ликвидирован. Центральный мост стал промежуточной опорой для проходного карданного вала, идущего к колесам заднего подкатного моста.
У последнего, кстати, дифференциал заварили, прямо как на вашей "Жиге" для зимнего дрифта.
Для заднего моста использовали шины "легкового" размера - 225/75 R16. Полуоси подкатного моста были оригинальным, а подъем и опускание осуществлялось при помощи двух силовых гидроцилиндров.
А ведь изначально инженеры хотели использовать пневмобаллоны, а сам мост должен был быть портального типа. Но это оказалось слишком сложным.
Колеса заднего моста могли опускаться на 140 мм ниже опорной поверхности, плотно соприкасаясь с дорогой даже на сложном рельефе.
В транспортном положении привод моста отключался, а в рабочем - подключался.
Интересно, что гидроцилиндры, отвечающие за опускание заднего моста, могли работать независимо друг от друга.
Это позволяло изменять наклон моста в поперечной плоскости, тем самым обеспечивая постоянный максимальный контакт с дорожным полотном.
Испытания грузовика с подкатной осью начались в марте 2009 года. Оказалось, что схема действительно работает. Подкатной мост позволяет забуксовавшему в снегу грузовику продолжить движение.
Испытатели также устанавливали на задний мост сдвоенные шины и цепи противоскольжения. Первое решение понижало удельное давление на дорогу, а второе - увеличивало сцепные свойства.
Правда были и минусы. Например, наличие дополнительного моста и подъемного механизма снижало грузоподъемность шасси, а расположение их в задней части рамы негативно сказывалось на управляемости на больших скоростях.
К сожалению, в 2010 году Лужков лишился своей должности, а завод ЗиЛ начал свой курс на ликвидацию.
А ведь идея действительно была очень неплохой и вполне работоспособной. Она, например, позволяла оснащать такими осями в качестве опции чуть ли не любые серийные грузовики.
В качестве опции! Т.е. с минимальным вмешательством в конструкцию.
Но не судьба. И мне очень жаль, что правительство московской области решило уничтожить такой завод. А главное - уничтожить весь тот наработанный опыт, который мы получили за многие годы работы над колесными вездеходными машинами.
Кстати, чуть подробнее про "Каратель" вы можете прочитать в статье Валерия Васильева на портале Колеса.ру.