Я хочу начать этот материал с аксиомы:
Машину выбирают и строят под конкретные задачи. Универсальных решений не существует.
Просто поверьте — осознание этого утверждения позволит вам сэкономить много времени, нервов и денег.
Несмотря на то, что Mitsubishi Pajero Sport 3 появился на рынке в 2015 году, владельцы не торопятся дорабатывать эти машины, а производители запчастей и аксессуаров для тюнинга только начинают удовлетворять все еще небольшой, но, очевидно, растущий спрос.
На стоковом Mitsubishi Pajero Sport 3 можно заехать далеко — проверено на личном опыте:
MPS3 унаследовал свою проходимость от предшественника: так Денис @d1als Забелин проехал на почти стоковом MPS2 Печорский Тракт — тот самый, который в этом году преодолела команда КЭП "Маршрут" на Nissan Patrol с 42" колесами:
Спасибо моему другу Семену 4.2sam за это видео, трезвый взгляд на внедорожный тюнинг и своевременное вразумление — признаться честно, в какой-то момент я подумывал о том, чтобы продать свой MPS3 и купить TLC или Patrol, благо вовремя одумался.
Теперь же я придерживаюсь непопулярного мнения — скорее всего вы еще не изучили возможности вашего автомобиля в текущей конфигурации, и, как следствие, не можете правильно оценить необходимость последующих доработок.
Стандарты красоты и привлекательности внедорожников ничем не отличаются от стандартов человеческих — их нам навязывают популярные блогеры и бренды, которые преследуют свои (очень понятные с точки зрения бизнеса) интересы.
Вопрос в том, насколько эти доработки и вложенные в них средства действительно влияют на проходимость автомобиля и соответствуют вашим задачам. Или от них будет больше пользы вашему Instagram аккаунту? Давайте разбираться.
Итак, вы купили MPS3 и решили подготовить его к путешествиям. С чего начать?
1. Поймите предел стоковой конфигурации.
Вы растете вместе с машиной.
Истина, которую, в силу разных причин, бывает сложно осознать в порыве непреодолимого желания навесить на машину все и сразу.
Чем больше маршрутов вы преодолеваете, тем с большим количеством препятствий вы сталкиваетесь. Теория важна, но ваш опыт растет пропорционально практике — опыт рулежки, навыки коммуникации на маршруте, механика работы с такелажем, процедуры командного взаимодействия и т.д.
Со временем вы резюмируете добытый эмпирический опыт, учитесь у более опытных товарищей, понимаете пределы текущей конфигурации машины, анализируете ошибки, делаете выводы и приоритизируете дальнейшие доработки, исходя из своих задач.
Прежде, чем я пришел к своей первой доработке, я проехал немало маршрутов разной сложности. Мне не хватало клиренса, а шоссейная резина быстро замыливалась.
2. Колеса и подвеска.
Замена колес и подвески — логичный и очень важный шаг в процессе мутации стандартного внедорожника в экспедиционник.
Когда вы выбираете подвеску, размер колес и резину, важно ответить на следующие вопросы:
- Из каких покрытий преимущественно будет состоять ваш пробег? Ваш MPS3 — вторая машина в семье, на которой вы будете ездить исключительно в экспедиции со сложными дорожными покрытиями? Или это единственная машина, на которой должно быть комфортно как в городе, так и в длительном путешествии?;
- Планируете ли вы устанавливать лебедку и силовой обвес? От ответа на этот вопрос, в частности, зависит выбор пружин, предельная допустимая нагрузка которых должна соотноситься с весом автомобиля и установленного на него дополнительного оборудования. Экспедиционный багажник, два силовых бампера и лебедка прибавят к весу около 250кг, и это не считая шмурдяка в багажнике и на крыше. В моем случае установлены:
- Экспедиционный багажник STC4x4 с дополнительным светом: 62 000 руб.;
2. Передний силовой бампер STC с противотуманными фарами и балкой: 63 000 руб.;
3. Задний силовой бампер STC с квадратом под фаркоп, двумя калитками и противотуманными фарами: 65 000 руб.;
4. Лебёдка Runva EWB 12500 USR с синтетическим тросом: 55 000 руб.
- Колеса какого размера можно установить на ваш автомобиль без дополнительных доработок? Стандартный размер колес MPS3 — 265/60 R18, т.е. 30,5". После установки лифт-комплекта OME 40мм (82 000 руб.) без каких-либо дополнительных доработок влезли колеса 285/70 R17 (32,7"). Диски R16 в MPS3 установить можно, но без "колхоза" обойтись не получится, поэтому я купил R17 от MPS2 в отличном состоянии на Авито (38 000 руб. за 5 шт.) и покрасил их в матовый черный цвет (10 000 руб.).
Можно ли установить колеса большего размера, например 35"? Можно, но для этого потребуются доработки: боди-лифт, резка арок и замена главных пар. При этом увеличится нагрузка на узлы и агрегаты — важно понимать, что данная модификация — точка невозврата, после которой откатиться к стоковой конфигурации, если такая необходимость все-таки возникнет (например, в случае продажи), будет проблематично.
Что касается резины, я остановил свой выбор на BFGoodrich All-terrain T/A KO2 (75 000 руб. за 5 шт.), которые отлично показали себя на разных покрытиях — от степей Крыма до грунтовок Селигера и глиняной колеи в Домодедово. Работать эта резина начинает на давлении в 1.0 бар, смело сдувайтесь — за весь период эксплуатации у меня не было ни одной разбортировки.
После замены колес и подвески необходимо сделать сход-развал. Правильно проходить эту процедуру на "голодный желудок" — с пустым багажником, без какой-либо дополнительной нагрузки:
В следующих материалах я расскажу о других доработках и нюансах, с которыми я столкнулся:
- Установке шноркеля;
- Что такое система TPMS и зачем ее отключать;
- Активации дополнительных функций и прошивке двигателя;
- Установке спальника;
- Легализации доработок и т.д.
В конце этой серии материалов я поделюсь с вами подробной спецификацией с перечнем и стоимостью всех доработок, а также ссылками на установленное оборудование.
Подписывайтесь на мой канал и следите за обновлениями. И, как всегда, добро пожаловать в комментарии, если у вас остались вопросы.