Найти тему

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО АВТОРА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В наше время любой, даже начинающий писатель не может пожаловаться на отсутствие возможностей по продвижению и публикации своих рукописей. Денежное вознаграждение и признание – это другой вопрос; зато площадок, где автор может заявить о себе, сейчас даже слишком много. Одна из них – литературные конкурсы, которые доступны всем, даже самому юному писателю.

Их главный плюс – это возможность открытой пробы пера. Почти никто не хочет писать в стол; каждый втайне мечтает получить отзыв о своем труде, попробовать силы в борьбе с другими мастерами слова. Конкурс включает автора в литературную среду, он узнает новые имена, контактирует с редакциями. Это его стимулирует, дисциплинирует, не дает ему расслабиться. Часто писатели впадают в уныние, переживают творческий кризис, сомневаются в своих силах. В таких случаях литературные конкурсы буквально спасают ситуацию, помогая автору выйти из депрессивного «запоя»: дедлайны, борьба за выход в лонг-лист и шорт-лист удерживают его на плаву.

Существуют очень хорошие конкурсы, организуемые издательствами. Это, например, LitNet связанный с Эксмо; «Новая книга», привязанная к Росмэну. Шанс на победу молодого автора в данных конкурсах весьма невелик, но попробовать все же стоит. Есть также престижные литературные премии (например, Большая книга, премия имени Н.В. Гоголя), которые кажутся заоблачными начинающему писателю, но так как «только смелым покоряются моря», можно замахнуться и туда.

Менее уверенные в себе писатели могут поучаствовать в сетевых конкурсах, которые носят более «непринужденный» характер. Здесь можно узнать народное мнение о своем творении, порой – даже самое неприглядное. Это закаляет неопытного автора, приучает его как к здоровой, так и нездоровой критике, которую порой очень болезненно переносят даже состоявшиеся писатели.

Но участие в литературном конкурсе не всегда полезно, а порой даже вредно начинающему автору, если он не умеет проигрывать. Строгие условия отбора рукописей зажимают писателя, мешая ему развернуться. Жанровые номинации загоняют конкурсанта в некое подобие прокрустова ложа, и он вынужден играть по чужим правилам, ограничивая себя и подгоняя свои истории под заданные требования. Все это может подавить творческий потенциал неопытного новичка.

Литературный конкурс не должен становиться для начинающего автора самоцелью, но он может поучаствовать в нем, чтобы попробовать перо и сравнить себя с коллегами по художественному цеху.