Все части повести "Аннушка" https://dzen.ru/suite/ec7dbe01-6386-4a70-b4c3-dd7ef1fb06e7
В городе Анна решила найти духовника. Очень тяготило ее то, что нарушила она свой обет, все плохое, что было, с этим связывала, и нужен был ей совет опытного пастыря, который бы направил ее, как дальше ей жить. Мыслями этими поделилась женщина с соседкой тетей Шурой. Та была очень активной прихожанкой - знала все не только про всех священников города, но и про весь причт церковный, и про певчих, и много еще про кого. И на все у нее свое суждение было.
- Я Господу обещала, - тихо сказала Анна.
- Что обещала? – лузгая семечки, деловито поинтересовалась тетя Шура.
- Девство свое хранить.
- Ну, обещала от неразумия, непонимания того, что это такое. Насмотрелась на монашенок в красивых черных одеждах, которые все недостатки их скрывают, которые живут не в лачугах, а в богатых монастырях, вот и навыдумывала себе разного. А это все просто фантазия, выдумка детская!
- Но...
- Что но?
- Нужно мне бы с батюшкой поговорить…
- А вот давай сходим к отцу Сидору, он самый грамотный священник из тех, кого я в жизни видела. Он тебя наставит.
Пришли женщины к отцу Исидору. Тот был и впрямь очень образованный, передовых взглядов. Когда-то университет закончил. Он прихожанам говорил, что не простая у них теперь церковь, а живая, а что это такое жители этого городка не очень-то понимали. Им даже если полдня объяснять, все равно не поняли бы, кто такие обновленцы. А так церковь у них не закрыли, нового попа в отличие от старого власти не трогали. И поп всем хорош: проповеди говорит - лучше, чем другой оратор на митинге, и службу знает, но сделал ее покороче раза в два, говорит, что не это главное. И не какой-нибудь там лохматый: волосы коротко пострижены, взгляд стальной, бороды и усов можно сказать, что и вовсе нет. И на каждую жизненную ситуацию у него есть, что сказать, и из Писания и от себя. Он потом, когда безбожную пятилетку объявили на повышение большое пошел: взяли его в НКВД работать, несмотря на темное религиозное прошлое. Так что авторитет несомненный!
- Ой, отец Сидор, как рада я вас видеть! Приятно всегда встретить такого человека! - залебезила тетя Шура.
- Ну, будет тебе! - остановил ее он, довольно ухмыльнувшись. - Ты кого ко мне привела?
- Да вот соседка моя, Аннушка, духовника себе ищет. Мучает душу ее, что дала она Богу обет девства, а она матери и родных послушавшись, замуж вышла.
- Ты что монашка была? - с усмешкой посмотрел на девушку отец Исидор.
- Нет, батюшка.
- Так что же за обет ты дала? Кому?
- Сама. Богу. Обет девства...
- Глупая ты девчонка! - насмешливо сказал священник. - Зачем себя мучаешь? Что было – то прошло. Вот ты сама посуди, зачем Богу нужно твое девство? Разве он в нем нуждается? - и столько циничной уверенности было в тоне, которым это произносилось, что Анна заколебалась: вдруг она и правда что-то не понимает? А ее собеседник, наблюдая оказываемое воздействие, еще более уверенно продолжил: - Сотни лет назад в Европе жил один христианин, чистейший человек, Мартин Лютер. Он боролся с католической ересью и победил ее в отдельно взятой стране. Это был человек огромной силы духа. Так вот он был монах и женился на монахине. Разве сделал бы он такое, если бы это было нельзя делать?
Не слышала Анна про Лютера, и имя какое-то у него неправославное было, но возразила неуверенно:
- Может он и хороший человек был, но оступился, все мы немощные, Бог его и простил?
- Простил! - передразнил ее искуситель. - Он не в двадцать лет женился, а в сорок с лишним. Монахине тогда было двадцать шесть, правда... Тебе сколько было, когда ты замуж выходила?
- Двадцать восемь... - пролепетала Аннушка.
- Ну, видишь, лишних два года отбыла. И вышла ведь не за старого монаха надеюсь? - засмеялся отец Исидор.
- Нет, за обычного деревенского парня…
- И что тебе не нравится?
- Да жизнь очень уж сложной после этого стала. Может быть, страдаю я, что нарушила обет?
- Поэтому? Так ты и так бы страдала. Или и так не страдала. Одно с другим никак не связано. У того же Мартина Лютера, кстати, шесть детей было, и умер он в старости.
- А его жена?
- А что жена? Тоже больше чем полстолетия прожила, очень даже прилично для шестнадцатого века!
- Но...
- Да ведь ты же не давала никаких официальных обетов, - уже мягко сказал священник и взял девушку за руку. - Выдумка это твоя. Не мучай себя…
- Ну, раз это правда, так...
- Правда-правда, - кивнул головой отец Исидор. - А теперь иди, нужно мне Александру поисповедовать.
- Вот, отец Сидор, как вы ей грамотно все обрисовали, да еще и Катарину фон Борк в пример привели! - с восхищенной улыбкой сказала Александра, целуя священнику руку.
- А ты откуда про то, как жену Лютера звали, знаешь? - с подозрением поинтересовался тот.
- Так чай я в гимназии училась, - обиделась Александра.
- Хорошо училась. Думаю, что общее это наше дело, не мешать людям идти в светлое будущее! - весело ответил он ей. И тут же воскликнул: - Как же хочется курить, и разнервировала же она меня! Ну что у тебя там за грехи?
- Да вроде ничего я за собой не помню: не убивала, мужу не изменяла, не крала...
- Ну, вот и отлично, можно сказать - почти что святая! А теперь еще и одну заблудшую овцу на путь истинный наставила! - весело воскликнул священник, быстро накинул на голову Александры епитрахиль, скороговоркой прочитал молитву и, скинув рясу, чуть не бегом вышел из храма, чтобы покурить.