Привычка грызть ногти имеет медицинское название – «онихофагия». Непреодолимое желание к обгрызанию или отщипыванию кутикулы называется «дерматофагия». Эти состояния относятся к патологическим привычным действиям. Часто они говорят о том, что ребенок находится в состоянии эмоционального неблагополучия.
Для начала необходимо выявить причины возникновения вредных привычек.
Это могут быть изменившиеся жизненные обстоятельства: начало посещения детского сада или школы, смена детского коллектива, появление нового члена семьи, смена места жительства.
Причины социально-психологического характера: испуг, напряженная обстановка в семье или в детском коллективе, психологическая перегрузка, когда все свободное время ребенка занято развивающими занятиями, кружками, секциями, репетиторами или наоборот низкая занятость ребенка, неорганизованный досуг, завышенные требования к ребенку со стороны родителей, его низкая самооценка или любая серьезная проблема в жизни ребенка, с которой он не может справиться психологически. Нервное напряжение накапливается внутри ребенка и оборачивается появлением вредной привычки.
Способствуют возникновению вредных привычек нарушение режима, раннее отлучение от груди или соски, повышенная нервная возбудимость, склонность к возникновению невротических реакций, нерегулярность гигиенических процедур, когда отросшие ногти мешают ребенку, «плохой пример», когда близком окружении ребенка кто-то грызет ногти.
Другими словами, обкусанные ногти – это попытка «выгрызть» или избавиться от проблемы.
Что делать в данной ситуации:
- ограничения и наказания в данной ситуации мало эффективны, так как не устраняют причину, а лишь усиливают эмоциональное напряжение и могут усугубить ситуацию. Лучше отвлечь ребенка, переключить внимание на что-то интересное, обнять, погладить, при этом спокойно убрать его руки изо рта не акцентируя внимания на проблеме
- обеспечить психологический комфорт в окружении ребенка
- организовать эмоциональную поддержку в контактах с окружающими
- научить выражать свои эмоции, как положительные, так и негативные
- принцип замещающей терапии – заключается в том, чтобы предложить ребенку достойную замену вредной привычке: погрызть орешки, сушки, «грызлик», занять руки (лепка, рисование, конструктор, мешочек атистресс, игра на музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика)
- научить снимать психологическое напряжение при помощи простых упражнений, например, несколько раз ритмично сжать и разжать кулаки, дыхательные упражнения: медленно и глубоко совершать вдох и выдох в течение нескольких минут
- организация досуга ребенка в соответствии с его возрастом и интересами
- регулярная гигиена рук, не допускать отрастания ногтей, образования заусенец, приучить ребенка следить за состоянием ногтей
Родителям необходимо запастись терпением и выполнять рекомендации последовательно, спокойно и регулярно!
Рекомендациями поделилась Чехлова Елена Анатольевна, психиатр высшей категории.