Найти тему
Александр Матусевич

Юбилейный лидерабенд

Камерная вокальная программа в рамках V Большого фестиваля композитора Александра Журбина
Камерная вокальная программа в рамках V Большого фестиваля композитора Александра Журбина

V Большой фестиваль композитора Александра Журбина «Серьёзно и легко!», посвященный его 75-летию, приятно удивляет разнообразием программ.

Фестиваль воистину большой – и по продолжительности, и по содержанию: он будет идти целых полгода (начался в сентябре, а завершится в феврале 2021-го) и включает в себя множество самых разных мероприятий. Тут и чисто симфонические концерты (каким, например, было открытие форума 22 сентября, где было представлено свежайшее сочинение мастера крупной инструментальной формы – его 6-я симфония), и открытие выставки, и презентация книги, и песенные вечера, и премьера кинокомедии.

Естественно, львиная доля фестивальных мероприятий так или иначе связана с голосом, с вокальным искусством. Прошли мировые премьеры двух новых опер композитора – «Анны К.» в столичном Зале имени Чайковского и «Счастливого дня» в Тульской филармонии (московский показ ожидается вскоре в Театральном зале ММДМ).

С огромным успехом продолжает идти в бывшем Камерном театре Покровского блистательно поставленный пять лет назад Георгием Исаакяном «Мелкий бес». В Театре Луны идет мюзикл «Лиромания», а в Театре Чихачева – «Недоросль», на февраль намечены мировые премьеры еще двух мюзиклов – «Куртизанки» в Театре оперетты и «Диббука» в Школе современной пьесы.

Особое место в афише занял вечер 7 ноября в белоколонном (малом) зале «Геликон-оперы». Он был посвящен, если можно так выразиться, вокальной музыке в чистом виде – прозвучала обширная камерная вокальная программа.

По нынешним временам – событие экстраординарное: не часто можно попасть сегодня на монографический камерный вечер вокальной музыки: если уж и поются у нас какие-то романсы (увы, по остаточному принципу – камерный репертуар в целом не в чести), то в основном Чайковского и Рахманинова, но никак не современных авторов.

Журбин не раз сам утверждал, что еще с ташкентского своего детства влюблен в поэзию, в литературу, в словесность в самом широком смысле слова. Именно поэтому у него так много музыки вокальной, для которой он всегда выбирает интересную литературу – и тут он настоящий гурман и эксперт, человек, имеющий тонкий вкус к выразительному литературному слову.

Это подтвердил и концерт в «Геликоне», на котором прозвучали вокальные миниатюры на стихи Цветаевой и Мандельштама, Батюшкова и Бродского, Шекспира.

В отличие, например, от Чайковского, одного из кумиров Журбина, который, как известно, часто выбирал для своих вокальных опусов поэзию второсортную (да и не он один – грешил этим и Глинка, и другие русские классики) – для него важнее качества текста был сам эмоциональный посыл – у Александра Борисовича стихи всегда самого высокого уровня, обладающие собственной неоспоримой самоценностью.

С одной стороны, это большое подспорье, но с другой – и большая ответственность: музыка должна соответствовать высокому стилю и глубокому содержанию стихов, а кроме того, слишком хорошие стихи неизбежно оттягивают «часть славы» у музыкального материала. Впрочем, это скорее досужие рассуждения, и у каждого творца свой метод и свои привязанности: Журбин любит хорошую литературу и виртуозно с ней работает.

Первой на сцену в памятный вечер вышла величественная красавица Лариса Костюк, солистка «Геликона». В ее исполнении прозвучали три романса на хрестоматийные стихи Цветаевой («Яркою кистью рябина…», «У меня в Москве купола горят», «Идешь, на меня похожий…») – проникновенные, лирические, сочетающие глубину и простоту музыкального изложения, оттого очень искренние и забирающиеся глубоко в душу. Красивому, объемному голосу певицы подвластна богатая палитра красок и гибкая нюансировка – лишь посыл звука и трепетное вибрато показались для камерного формата слишком уж значительными.

Вокальный цикл «Любовь» – условный поэтический диалог Цветаевой и Мандельштама – спели солисты Театра Станиславского Лариса Андреева и Андрей Батуркин. Чередование женского и мужского голосов, меццо-сопрано и баритона, создавало интересное напряжение, своего рода драматургию, завершившуюся дуэтным номером «Тристия». Партию фортепиано в романсах на стихи обоих поэтов серебряного века исполнила Анастасия Егоренкова.

Пять романсов на стихи Константина Батюшкова прозвучали в сопровождении инструментального трио – флейты, валторны и арфы (которым продирижировал Михаил Егиазарян). Их исполнила пермская солистка Екатерина Бачук: ее рафинированное меццо превосходно доносило как вербальные, так и интонационные смыслы печальных романсов, в которых чувствовалось постепенное погружение в душевный мрак.

Интересной краской заиграли три романса из цикла «Из немецкой народной поэзии» в исполнении мэтра из Театра Покровского Алексея Мочалова, чей суховатый и жестковатый, но очень выразительный бас словно создан для музыки, «спровоцированной» туманным, тревожно-меланхолическим германским гением. Чуткий ансамбль с фортепиано (его партию исполнила Татьяна Мочалова) навевал атмосферу, характерную для немецкой культуры лидерабенда.

В финале первого отделения солист МАМТа с международной карьерой бас Дмитрий Ульянов разыграл перед публикой настоящий театр, исполнив очень ярко, где-то гротескно-саркастически, где-то щемящее-безысходно удивительный романс-исповедь «Кактус» на стихи Виктора Сосноры. А на закуску прозвучала в его же исполнении «Меланхолия» из мюзикла «Чайка» – на рояле ему аккомпанировал сам автор.

Во втором отделении наряду с вокальными сочинениями на русские тексты, были исполнены и англоязычные миниатюры. Начали с «Части речи» Бродского, которую Журбин решил очень оригинально – как дуэт, где мужской голос поет по-русски, а женский – по-английски, при том тексты идентичны, перевод осуществил сам поэт. В сопровождении инструментального трио заковыристую мелодику вокального диалога озвучили Алексей и Татьяна Мочаловы – последняя выступила в качестве вокалистки-сопрано.

Английскую тему продолжили Три мадригала на стихи Шекспира в исполнении журчащего сопрано солистки «Новой оперы» Елены Терентьевой, которой аккомпанировал Михаил Сегельман.

Всего три недели назад Терентьева пела заглавную партию Анны Карениной на мировой премьере новой оперы Журбина «Анна К.», блистательно создав трагический образ толстовской героини: ближе к финалу концерта ария героини из новой оперы прозвучала в варианте для голоса и фортепиано, за роялем был вновь автор.

Аккомпанировал Александр Борисович лично и других оперных фрагментах, прозвучавших в этот вечер. Это были три арии из его оперной трилогии «Метаморфозы любви» – их исполнили солистки МАМТа, участницы мировой премьеры оперы в 2017 году: Дарья Терехова спела арию Ульрики фон Леветцов, Мария Пахарь – арию Альмы Малер, Мария Макеева – арию Лу Андреас-Саломе. Яркий и выразительный мелодизм, драматическая убедительность и цельность, напомнили о замечательном спектакле на малой сцене Театра Станиславского, который в последнее время выпал из репертуара, но есть надежда, что вернется в него вновь.

14 ноября 2020 г., "Новости классической музыки"