"Маленькая вера" в лучший Кинематограф.
Кажется, что эти фильмы необходимый, но пережиток прошлого. Метод выживания, из которого естественным отбором появились фильмы, которые навсегда останутся русскими в том смысле, что никому кроме русских они не будут нужны.
С одной стороны это самое настоящее национальное кино, а значит хороший трамплин в мировой Кинематограф, потому что сразу вспоминаются фильмы "немецкой новой волны" или фильмы, скажем, Акира Куросава.
Только вот если немецкие фильмы 70-х, наполненные гулким эхом отчаяния и пустоты после самого страшного преступления человечества в виде Второй Мировой Войны, и фильмы дзидайгэки, в которых вся красота и японская философия запечатлена в одном чёрно-белом кадре лезвия топора, сверкающего в лучах солнца - смотрит весь мир, отдавая международные призы, то наш кинематограф 80-х и 90-х никому, выражаясь языком этих фильмов, "нахрен" не сдался.
Даже сейчас иногда выпускаются фильмы, а-ля "Лето", которое заморские критики и председатели жюри смотрят, как на диковинку, ту самую матрёшку, а потом дают ей соответствующий приз как за "самую лучшую матрёшку", мол, вау, у них там и андеграунд был какой-то и музыку там какую-то исполняли, во как у русских интересно...
Это явление, которое назвал Эдмунд Шклярский "самым жалким зрелищем", появилось, как появлялись в ковидное время онлайн спектакли в ZOOM'е — из необходимости выжить тем театрам, которые вынуждены напоминать о себе, чтобы люди не забывали о них, и даже тогда уже появлялись недалёкие, но близкие территориально критики, которые говорили о том, что это новая форма искусства в театре, хотя на самом деле это лишь вынужденная мера, которая после окончания пандемии себя изжила.
Точно также и с фильмами перестройки. "Маленькая Вера", "Интердевочка" или "Дорогая Елена Сергеевна" - всё это кажется крайне важным и смелым (для всё ещё СССР) этапом, но таким беспомощным в рамках мирового Кинематографа. Это напоминает момент, когда мама радуется за своё чадо, когда оно показывает, как лает собачка, а рядом сидит пятилетний Моцарт и играет "Менуэт до мажор", который сам же и сочинил.
А такие любимые всеми "Асса" или "Игла" и даже "Такси-Блюз" вовсе появились в следствии спекуляции на рок именах: Виктор Цой, Гребенщиков, Пётр Мамонов и другие... Естественно они полюбились людям и понятно почему, но хочется вторить Андрею Тарковскому и говорить
"Как же это далеко от современных проблем искусства".
Мы как будто занимались тем, от чего другие страны давно избавились. Мы снимаем о свободе под конец века, тогда как американцы её уже переосмыслили в 70-х. В историю входит фильм 88-ого года, в котором впервые показывается половая связь, тогда как даже в Чехословакии смог выйти на мировой уровень фильм "Экстаз" 1933 года.
Исключение составляет лишь, пожалуй, Карен Шахназаров, великий художник, который вышел за рамки перестроечных фильмов-однодневок, особенно с фильмами "Город Зеро" или "Цареубийца", но он и начинал снимать много раньше и изначально был постарше. Его и признавали почти во всём мире, а не только в СССР/России.
Сам Шахназаров очень точно высказался о русском кино...
"... современному российскому кино не хватает самоидентификации и общей идеи, какая была в советском кино, а также не хватает личностей".
Если с плавающей, а вернее шаркающей на самом дне, идеей в виде рака-отшельника всё в порядке у перестроечного кино, то с самоидентификации и уж тем более с именами и личностями сложновато...
Оно будто находилось в постоянном поиске, до последнего не зная, что сказать своими фильмами, но создавалось, потому что не могло не создаваться. Но главное: оно было не решительным, не таким романтичным, как советские фильмы, но и не таким смелым, жёстким, правдивым и настоящим, как могло бы быть. И самое главное: вылилось в "Ночной Дозор" или "Обитаемый Остров", резко сменив ракурс под закос на Голливуд, до которого нам никогда не добраться, хотя бы потому, что Голливуд был сформирован чуть больше ста лет назад.
Советский кинематограф тоже работал на себя, но он выдавал те самые личности, которые периодически покоряли весь мир, а фильмы во времена перестройки выглядят так, будто до этого мы периодически делали или хотя бы верили, что делаем альбомы "The Dark Side Of The Moon" Пинк Флойда, а теперь "Тоску" Юрия Лозы.
И мы безумно радуемся этому альбому, хотя радоваться особо-то и нечему...
___________________________________________________________________________________
А как Вам перестроечные фильмы? Какой нравится больше всего? Пишите в комментариях и оставляйте свои перестроечные лайки.
Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!