Найти в Дзене
Кино | Retinsky

Обаятельная и противная Маргарита Терехова в авангардном «Зеркале» Тарковского

Оглавление

Заикающегося студента гипнотизируют, чтобы вылечить его недуг. По полю дует сильный ветер. По стенам течет вода и с потолка падает штукатурка. Птица приземляется на голову мальчика. Под дождём догорает сарай. Кадры военной хроники. Мужчина сжимает в руке несколько перьев, летит птица. Ядерный взрыв атомной бомбы. Спящая женщина парит над своей кроватью...

Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

Трудно представить, чтобы все эти образы сосуществовали в одном фильме и были частью одной истории, и история ли это вообще. Созданный в 1974 году, фильм «Зеркало» — это самый безумный и амбициозный проект Андрея Тарковского. Это визуальный авангард с отсутствием линейного сюжета, в котором смешиваются: прошлое и настоящее, чёрно-белое и цветное, документальное и художественное.

Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

События, поданные через призму собственного восприятия режиссёра, делают акцент на эмоциональном смысле, а не на их содержании. Это довольно личная работа для Тарковского, затрагивающая некоторые стороны его собственной жизни. Это один из его самых завораживающих и визуально захватывающих фильмов. Режиссёру даже сходит с рук печальный темп и неуловимость повествования — благодаря лишь его умопомрачительному взгляду на простую, потрясающую красоту.

Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

Нам показывают важные эпизоды из его жизни ребенком, юношей и мужчиной. Они охватывают периоды до, во время и после Великой отечественной войны. Но «Зеркало» — это не просто воспоминания. Это больше, чем воспоминания — они не обязательно должны быть точными, но могут быть связаны с открытиями и прозрениями, они показываются, чтобы раскрыть мнение Тарковского об искусстве, музыке, литературе, религии, браке, семье и политике. Некоторые события искажаются и смешиваются со снами, что приводит к очень сюрреалистическим сценам. Это одни из самых запоминающихся образов в фильме.

Маргарита Терехова

Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

На долю Маргариты Тереховой досталась очень сложная задача — сыграть и мать, и жену главного персонажа в одном фильме. Я не совсем понимаю, как этого удалось достичь, но и мать, и Наташа получились в её исполнении одновременно очень похожими и весьма разными. Она не только женственная, красивая, загадочная, удивительная, но и весьма убедительная актриса, и я не устану это повторять.

Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

Тарковский не спроста выбрал именно Терехову для съёмок, он считал, что актриса является "обаятельной и отталкивающей одновременно".

Кажется невозможным описать впечатление, которое "Портрет молодой женщины с можжевельником" Леонардо Да Винчи на нас производит. Невозможно даже с определенностью сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна? В нашем восприятии возникает некая тревожащая пульсация, непрерывная и почти неуловимая смена эмоций — от восторга до брезгливого неприятия. В нем есть даже что-то дегенеративное и… прекрасное. В «Зеркале» этот портрет нам понадобился для того, чтобы сопоставить его с героиней, подчеркнуть как в ней, так и в актрисе М. Тереховой, исполняющей главную роль, ту же самую способность быть обаятельной и отталкивающей одновременно.
Андрей Тарковский. О кинообразе. — "Искусство кино", № 3, 1979 г.
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

И действительно это чувствуется во многих сценах — в одних она притягательная, а в других противная. Маргаритой Тереховой в «Зеркале» была достигнута такая высокая планка актёрского мастерства, которую она сама же еще долгое время не могла повторить.

Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год
Кадр из фильма «Зеркало», режиссёр Андрей Тарковский, 1974 год

Мне кажется, что вложив в этот фильм частицу своей души, ей понадобился относительно продолжительный период восстановления.

Но не только Маргарита Терехова отлично справилась со своей ролью — все актёры в этом фильме выглядят предельно гармоничными и естественными, а голос Иннокентия Смоктуновского за кадром завораживает и немного гипнотизирует.

«Зеркало» — это визуальная поэзия, стихи, плывущие по пространству памяти. Матери, которые выглядят как жены, которые выглядят как матери, которые выглядят как жены. Отцы, которые оставляют сыновей, становятся отцами и оставляют своих сыновей. Колесо времени, оно крутится в грязи великой истории, через которую проявляется судьба отдельного человека. Я — это зеркало внешнего мира, мир — это зеркало внутреннего я, жизнь — это прыжок во времени, а время остановилось в вечности из сети воспоминаний и мечтаний, фантазий и иллюзий.

Интересные факты

  • идея создания фильма появилась в 1967 году;
  • сценарий фильма имел название «Белый, белый день», а «Зеркало» появилось ближе к окончанию съёмочного процесса;
  • "У нас, конечно, свобода творчества! Но не до такой же степени!" — именно так охарактеризовал фильм Председатель Госкино Филипп Тимофеевич Ермаш;
  • прокат фильма на большом экране был чрезмерно ограничен — его показали всего в нескольких кинотеатрах в Москве.

Это фильм, на осмысление которого нужно время. Он неизбежно заставит вас задуматься и даст пищу для размышлений на несколько дней, а может быть и недель, вперед.

🎬 RETINSKY © 2020

Всем огромное спасибо 🙏 за уделённое внимание! Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях 💬 и до новых встреч на канале! 👋

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...