Вчера два Саши (Степанов и Гулин) вместе с Дмитрием задавали мне разные вопросы про цифровое обучение. И один из них не даёт мне покоя: какой я вижу будущую школу.
Невозможно заменить всех «неправильных» педагогов - не владеющих методикой обучения в новых условиях - на «правильных», владеющих. Да и не нужно.
Соответственно важно научиться готовить новое поколение учителей и стремиться совершенствовать компетенции у опытного поколения. Учителя, имеющие опыт научения и молодые, владеющие современными технологиями, комфортно вступают в процесс коллаборации и обогащения друг друга в профессинальном развитии.
Просто знание технологий современных и цифровых инструментов никогда, на мой взгляд, не изменит образование.
Думаю, сегодня очевидно, что учитель, который учил недостаточно качественно очно - работает так же в дистанционном формате. И виновато в этом не дистанционное обучение, а отношение к работе, на мой взгляд. Да, у современного учителя много сложностей (зарплата, условия жизни, возможности, семья...)- но, на мой взгляд нужно различать выбранную профессию и ответственное отношение к ней и проблемы учителя (или менять профессию). Я ситуацию рассматриваю для себя так: или учи качественно и ответственно или меняй профессию. Да, сложности, выше перечисленные, есть и даже нарастают. Но это другая история, на мой взгляд. И это моя позиция. Ученик не должен страдать от моих учительских проблем, как пациент от проблем врача, имеющего сложности. Каждый из нас делает свой выбор.
Поэтому важно:
1. Признаться себе, что нет понимания как организовать процесс учения из дома и что делать родителям, которые должны работать.
2. Освоить технологии обучения в экстремальной ситуации (в частности, в период самоизоляции и дистанционного обучения).
3. Принимать решения на уровне руководства организацией по современному расписанию в условиях экстренно принимаемых мер.
4. Параллельно этим процессам строить новую модель организации и обучения.
Нет смысла говорить кто «за дистант» или «против дистанта». Надо осмысленно разрешать ситуацию.
Для педагогов, на мой взгляд важно:
- Принятие педагогами перемен в организации учебного процесса.
- Изменение философии обучения.
- Осознание потребности в постоянном совершенствовании.
- Поиск оптимальных для конкретной предметной области цифровых инструментов.
- Освоение инструментов через собственную деятельность.
- Реализация моделей смешанного / гибридного обучения в распределённом формате.
- Формирование умения у педагогов разделения ответственности в части научения и учения.
- Принятие педагогами новой реальности - открытость обучения и ответственности за каждое сказанное слово.