Здравствуйте, друзья! В последнее время в Яндекс Дзен появилось большое количество материалов, посвященных авиации, самолетам и летной работе вообще. Многие из них я читаю с огромным интересом и удовольствием, особенно те, которые содержат в себе не просто перепечатки чьих-то произведений, а еще и воспоминания из летной работы.
За долгие года у меня накопился некоторый материал, которым я и хотел бы поделиться с вами. Это будут, прежде всего, воспоминания из летной жизни моего отца, пилота Ан-2, Як-40 и Ан-74, а также подборка авиационных происшествий, связанных с каким-либо аспектом летной жизни.
Мои знакомые часто задают вопрос: откуда же у меня такая тяга к небу? Все очень просто.
Среди моих предков было много замечательных людей, но особняком среди них стоят моя бабушка - Галина Петровна и мой отец – Михаил Михайлович. Дело все в том, что они посвятили свою жизнь небу. Они были летчиками (бабушки, к сожалению, уже давно нет в живых; бате – долгих лет).
На фото крайняя слева в верхнем ряду курсант - Галина. Посередине в очках – инструктор и будущий супруг – Пружинин Захар Клементьевич.
В январе 1931 года IX съезд ВЛКСМ кинул клич на всю Страну Советов: «Комсомольцы – на самолет!». И молодежь откликнулась на этот призыв огромным числом энтузиастов, горевших желанием стать летчиками, мотористами, парашютистами.
В их числе была моя бабушка по отцовской линии Чумакова Галина Петровна, которая поступила в Батайскую летную школу, училась летать на самолетах У-2 (впоследствии По-2), а затем и на разведчике-биплане Р-5.
В школе бабушка подружилась со многими курсантами-девушками, многие из которых впоследствии воевали в ночных бомбардировочных полках на По-2 ("ночные ведьмы"). С одной из них, Евдокией Бочаровой (тогда Бершанской), бабушка была очень дружна, а их переписка хранится в нашем архиве.
Учеба и полеты – само собой разумеющееся, но молодость берет свое, и вскоре молодая курсант Галина Чумакова и ее инструктор Захар Пружинин создали новую семью. Время текло очень быстро, и вскоре в семье было прибавление: на свет появился Саша (в будущем - известный московский инженер и архитектор).
На горизонте начала 40-х зловещими сполохами приближалась Большая война, и Захар Пружинин как один из самых опытных инструкторов школы был направлен на переучивание на самолет ДБ-3Ф.
Летом 1941 года при выполнении боевого задания в составе эскадрильи 212 ДБАП в ходе отражения атаки истребителей противника самолет командира звена Захара Пружинин был сбит.
Вот, как описывали этой бой товарищи по эскадрилье.
"...Боевой порядок распался. Враг этого только и ожидал. Сразу же начались стремительные атаки с разных направлений, темп их нарастал. Наши стрелки успешно отражали их. Били по врагу из пулеметов и штурманы Соколов, Агеев, Перепелицын. В самую критическую минуту воздушного боя Володя Пономаренко взял командование группой на себя. Он вышел вперед и покачиванием с крыла на крыло подал сигнал "пристраивайтесь ко мне".
Отбиваясь от непрерывно атакующего врага, нашим двум парам удалось соединиться в плотный боевой порядок, и теперь уже объединенными силами мы повели бой.
Пушечная очередь "мессершмитта" приблизилась к самолету Захара Пружинина, как бы на миг задержалась на нем, а через мгновение машина Пружинина перешла в отвесное пикирование, вниз, в бездну...
В тот же миг Ермаков и Аркуша поймали в прицелы этот "мессершмитт" и буквально разрезали его на куски. Одновременно очереди наших друзей настигли еще одного врага; второй Ме-110, оставляя за собой длинный шлейф дыма, стал падать к земле...
Теперь нас трое, но "мессеры", потеряв две машины, атакуют осторожнее и реже, одни из них производят отвлекающие атаки, другие парами атакуют с противоположных направлений. У стрелков нашего самолета израсходованы патроны, замолкли башенный и хвостовой пулеметы.
Пара "мессершмиттов" ринулась на нас. Стрелки экипажей Пономаренко и Богомолова своим огнем прикрыли наш самолет. Но одному из "мессеров" удалось попасть в нашу машину и тяжело ранить Аркушу. Третий самолет врага при выходе из атаки попал под пулеметную очередь стрелка-радиста Хабарова из экипажа Пономаренко, загорелся, камнем полетел вниз. После этого атаки врага стали реже...
Самолет Пономаренко под большим углом пошел к земле. Мы не отставали от него. У самой земли вышли из пикирования и перешли на бреющий. Немцы не преследовали нас.
Когда после посадки, разгоряченные схваткой, огорченные потерей товарищей, мы собрались обсудить обстоятельства боя, над аэродромом появился самолет. Разговор прервался. Мы напряженно старались разглядеть номер машины - какая же из двух потерянных возвращается домой? Не скрою, все мы надеялись на чудо, надеялись, что возвращается самолет Захара Пружинина.
С особенным нетерпением ждал посадки прилетевшей машины Пономаренко: Пружинин был не только его первым инструктором в Батайской летной школе, но и самым близким другом. Но когда после посадки самолет подкатил к стоянке, мы увидели номер: на свое место заруливал Ц.
Оказалось, когда Ц. остался один, он вошел в облака. Благополучно избежав опасности, он и при возвращении использовал для маскировки гряды кучевой облачности... (командир звена в самый трудный момент не выдержал напряжения атаки Ме-110 и ушел в облачность, тем самым разбив строй - прим. автора)
Всем было тягостно в присутствии этого командира. Забрав из своих самолетов летную документацию, мы пошли писать боевые донесения.
О случившемся доложили командованию полка. Был сделан подробный разбор нашего боевого вылета со всем летным составом.
Командир полка Голованов обстоятельно вскрыл и разобрал ошибки, допущенные в начале боя, отметил наши правильные и согласованные действия, когда мы, оставшись без командира, сумели отбиться от значительно превосходящих сил противника и даже сбить три истребителя.
Через некоторое время Ц. покинул наш полк. Он был откомандирован на учебу. Очевидно, у нашего командования не было другого способа избавиться от потерявшего доверие летчика. Мы ничего не имели против, никто из нас не захотел бы лететь в бой вместе с ним.
Все летчики, близко знавшие Захара Пружинина, а таких в нашем полку было много, с большой горечью и сожалением восприняли весть о его гибели.
Не хотелось верить, что среди нас не будет больше сильного, жизнерадостного, с задорными искорками в серых глазах, рано поседевшего старшего товарища, отличного летчика и мужественного воина.
Долгое время у Володи Пономаренко теплилась надежда, что его учитель и верный друг Захар Пружинин вернется. Но его надежда не сбылась.
Вот так Галина потеряла любимого мужа, друга и наставника…
Но не потеряла любовь к небу, которую она пронесла через всю свою непростую жизнь. А рвущее душу стихотворение «Где же вы, парни, АДД…?» было знакомо многим ветеранам-бомбардировщикам.
Свою любовь к небу Галина Петровна постаралась передать своим детям, но если сын Захара – Александр, выбрал для себя стезю строительства, а старшая дочь от второго брака – Наталья, пошла в медицину, то младший сын – Михаил, впитал от матери любовь к небу и также посвятил свою жизнь авиации.
Мой отец, Михаил Михайлович, закончил в 1972 году училище гражданской авиации и был направлен на работу в один летных отрядов гражданской авиации. Прошел непростой путь от второго пилота Ан-2 до командира-инструктора Як-40 и КВС Ан-74.
Согласитесь, у меня как внука летчицы и сына пилота «первым делом, первым делом – самолеты…». Если честно, вторым делом тоже самолеты. И третьим…
С четырех лет полеты за штурвалом у отца на коленях (это же СССР), особый, въевшийся на всю оставшуюся жизнь запах пилотской кабины: все это было с самых первых сознательных дней моей жизни. Потом опять на коленях отца, но уже небольшая работа со штурвалом (на всю жизнь запомнил правило: только двойные движения), приборами. В 15 лет вместе с отцом полет по кругу и заход с посадкой по курсо-глиссадной системе... Сами понимаете, вопросов, куда идти и на кого учиться, не возникало, хотя отец настаивал на военном училище.
Но появившиеся у меня проблемы со зрением, несмотря на проведенные операции, закрыли передо мной дорогу в небо. Но любовь к нему и самолетам я всегда буду хранить в своей душе…
И об этом во всех моих публикациях. Следующая будет посвящена «Аэрофлота»: истории, структуре и авиапарку.
Ваши замечания, поправки и пожелания будут приняты автором с большим вниманием и благодарностью!
Друзья, если пост вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!
Читайте на канале:
- "Бабушка подруга "ночных ведьм", отец - КВС"
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 1.
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 2.
- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 3.
- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 4.
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 5.
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 6.
- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 1.
- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 2.
- Из жизни КВС Як-40. Про сортир, гвоздик и пистолет Макарова.
- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 1.
- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 2.
- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 1.
- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 2.
- Из жизни КВС Як-40. Крыса на борту. Часть 1.
- Из жизни КВС Як-40. Логика? Нет, женская.. Часть 1.
- (Видео) Ил-96-300 СЛО в аэропорту Минеральные Воды
- (Видео) Посадка Ил-76 с миротворческим контингентом России.