Недавние волнения в Минске и реакция Лукашенко, как казалось, показали четкий вектор – уход белорусского транзита из Литвы (порт Клайпеда) и переориентация на российские порты в Ленинградской области.
К слову, это долгоиграющая история. Впервые Россия вышла с таким предложением еще в 2006 году, когда было принято политическое решение об уходе российского транзита из портов Прибалтики. Лукашенко, было предложено присоединиться к инициативе РФ. Союзное государство как никак.
Однако Минск тянул время и не давал четкого ответа практически десятилетия. Это стало выглядеть особо странно после создание Таможенного союза. Ведь Белоруссия получала российскую нефть без пошлин, делала нефтепродукты и продавала уже более дорогой продукт. Минску неоднократно намекали, что стоило бы компенсировать это положение дел выбором российских портов.
Но политическая ситуация изменилась и на словах Лукашенко заявил об уходе транзита из Литвы. Однако, как кажется, ситуация застопорилась. В чем же дело?
Во-первых, логистика – прямой железной дороги нет, а Минск не готов тратить деньги на строительство путей. Потом, как известно, другой основной источник экспорта – это калийные удобрения. Они сами по себе дешевые и делать крюк в несколько сотен километров может быть дорого. Тем более Минск активно демпингует на внешних рынках.
Ну и самое главное. Лукашенко хочет выиграть из этой ситуации. Для этого он выступил с необычным предложением – построить для Белоруссии свой морской терминал в порту Усть-Луги, через который и будут идти грузы.
Тут вспоминается старый анекдот про продажу 2-ух метров государственной границы, только тут побольше. Сейчас объясню. Есть секрет Полишинеля, как «не проходит» через Белоруссию запрещенный в Россию импорт, те же самые польские яблоки. И вот сейчас это будет целый морской терминал под Санкт-Петербургом.
То есть у меня прям сомнения, что подобный объект будет кристально чист в плане контрабанды, причем в обе стороны. Мало того, Минск хочет, чтобы его строили на российские деньги. Так что это весьма спорный момент, который еще предстоит решить.
Менять логистику и так дело не быстрое, если это вопрос Минобороны. Так что нам придется ждать, когда ж белорусский транзит покинет Литву. Надеюсь, что там не будет юбилея в 20-30 лет, как Россия намекает об этом Минску. А то ведь можно прибегнуть и к другим способам)