Найти тему
ТыжИсторик

Собаки за картами и тонкости большой игры

Кассиус Марцелл Кулидж "Игра в покер". Изображение из открытых источников.
Кассиус Марцелл Кулидж "Игра в покер". Изображение из открытых источников.

Автор: Прохожий.

Цикл картин с собаками, играющими в карты, художника Кассиуса Марцелла Кулиджа для людей всех возрастов и происхождения, является одним из самых узнаваемых символов начала 20 века, вместе с образами (образинами) «чопорной» американской буржуазной аристократии, хорошо описанными в произведениях О’Генри, Марка Твена и Теодора Драйзера. Пожалуй, любой, от искусствоведа (особенно, после размещения инсталляции ветки в Третьяковке), до бармена провинциального клоповника, бросив мимолётный взгляд на картины мастера, может задуматься и выдать многозначительную фразу:

- Смотрю на них и, каждый раз, замечаю что-то новое…

Впрочем, сюжет с карточной игрой, жульничеством и тузами был далеко не нов. Сходные мотивы прослеживаются в работах художников барокко: Караваджо, Жоржа де Латура, Якоба ван Оста (старшего).

Новизной серии картин было то, что в китчевой, юмористической манере, в роли людей были изображены собаки. Причём, всем было понятно, на кого намекает художник. Образы получились очень узнаваемые - судьи, дельцы, чиновники и, естественно, затесавшиеся в их компанию, жулики различных мастей. На картинах тонко высмеивались представители «высшего» общества, во время праздного отдыха.

1. «Друг познаётся в беде»

В целом, картины представляют собой групповые портреты колоритных персонажей, выстроенных на сцене перед сторонним наблюдателем. На полотне «Друг познаётся в беде» мастер рассказывает нам сюжет покерного вечера – игру «больших» людей собак, против двух плутоватых бульдогов. По высоте стеков у собравшихся видно, что бульдоги весь вечер «обували» биг-боссов, собрав у себя практически все фишки. Россыпь фишек в центре стола и количество карт на руках участников игры намекает на кульминацию вечера и последние раунды игры. Дело остаётся за малым – обеспечить жулику выигрышную комбинацию - каре тузов, для чего под столом передаётся трефовый туз, который висит буквально в нескольких сантиметрах от лапы бульдога. И здесь возникает главный вопрос вечера:

- Смогут ли бульдоги, под пристальным взглядом игроков, провернуть последнее жульничество?

Чувствуя иронию мастера, мы понимаем, что, скорее всего, смогут…Скорее всего…Именно этим создаётся небольшая напряжённость сюжета, которая является отсылкой к знаменитой фреске Микеланджело «Сотворение Адама». А, посмотрев на фреску, мы можем понять внутреннее состояние бульдогов, несмотря на их показную невозмутимость…

Развивая тему карточного плутовства, лжи и обмана, Кулидж намекает нам, что «удача улыбается смелым, но потом долго смеётся над ними». Никакая карточная комбинация не даст тебе преимуществ в игре краплёными картами.

2. «Незнакомец в лагере»

Даже по ехидной морде "незнакомца" понятно, что без плутовства не обошлось...Изображение из открытых источников.
Даже по ехидной морде "незнакомца" понятно, что без плутовства не обошлось...Изображение из открытых источников.

3. «Симпатия»

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

В первом случае автор намекает самим названием - «Незнакомец в лагере» (никогда не садись играть с незнакомцем…, никогда не разговаривай с незнакомцем…), а во втором, бульдогами, выступающими на картинах Кулиджа жуликоватыми персонажами. Каре тузов неудачников было сбито стрит-флешем - второй по силе пяти карточной комбинацией в покере (карты одной масти идут по порядку). Комбинация крайне редкая и она не могла появиться случайно на столе, в компании с подобными персонажами.

Нетрудно заметить, любимой карточной комбинацией Кулиджа является каре тузов. Она появляется в нескольких картинах серии и именно в ней зачастую заключается весь драматизм ситуации.

4. «Его станция четыре туза»

Мастифу слева выпала редчайшая комбинация и, в это время, поезд прибыл на его станцию. Драма заключается в том, что, при любых раскладах, он не сможет реализовать своё преимущество. Если мастиф выйдет из игры и сойдёт с поезда, он не сорвет банк. Но и оставшись, изменить ситуацию не получится. Проницательные партнеры внимательно наблюдают за реакцией коллеги и, по душевным терзаниям, понимают, что на руках у него, что-то серьёзное. В случае продолжения игры они просто сбросят карты. Да, выигрыш будет, но стоит ли он поездки до следующей станции…

Сюжеты мастера обладают достаточной глубиной и драматичностью. Но, если на картинах классиков, «лох» не знает об обмане, а сторонний наблюдатель всё видит, то Кулидж, идёт от обратного, заставляя зрителя оценивать реакцию оппонентов. Подобная драматическая ирония лежит в основе цикла картин «Смелый блеф» и «Ватерлоо». Причём, как считают исследователи творчества Кулиджа, диптих был навеян сатирическими сериями картин английского художника-гравёра Уильяма Хогарта, такими как «Модный брак» и «Карьера мота».

5. «Смелый блеф»

6. «Ватерлоо»

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Сенбернар с невозмутимым «покерфейсом», имея на руках пару жалких двоек, делает крупную ставку, стараясь сорвать банк. Партнеры удивлены и сомневаются. Блефует, собака!!! В принципе, на этом можно было остановиться, припустив флёр загадочности… (Примерно так поступил Джек Лондон в «Тропе ложных солнц». По описанию картины «Последний кон» мы никогда не узнаем, какая карта будет открыта, а победитель, так и останется неизвестным). Но, следующая за ней развязка, расставляет всё на свои места. Блеф удался!!!

При взгляде на работы мастера подспудно возникает вопрос - что притягательного в этих картинах? Почему какие-то собаки вызывают у нас ироническую улыбку? Дело в том, что со времён Кулиджа в мире ничего не изменилось, а картины, даже через 150 лет, остались едкой сатирой на окружающую нас действительность. Те же типажи мы видим каждый день - они очень похожи на людей, которые нас окружают. А кто-то узнаёт в них даже себя…

-9

Спасибо что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и не пропадайте со связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.

Ссылка на канал автора ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА

ЧИТАЙТЕ также:

"Суровый стиль"