Автор: Прохожий.
Цикл картин с собаками, играющими в карты, художника Кассиуса Марцелла Кулиджа для людей всех возрастов и происхождения, является одним из самых узнаваемых символов начала 20 века, вместе с образами (образинами) «чопорной» американской буржуазной аристократии, хорошо описанными в произведениях О’Генри, Марка Твена и Теодора Драйзера. Пожалуй, любой, от искусствоведа (особенно, после размещения инсталляции ветки в Третьяковке), до бармена провинциального клоповника, бросив мимолётный взгляд на картины мастера, может задуматься и выдать многозначительную фразу:
- Смотрю на них и, каждый раз, замечаю что-то новое…
Впрочем, сюжет с карточной игрой, жульничеством и тузами был далеко не нов. Сходные мотивы прослеживаются в работах художников барокко: Караваджо, Жоржа де Латура, Якоба ван Оста (старшего).
Новизной серии картин было то, что в китчевой, юмористической манере, в роли людей были изображены собаки. Причём, всем было понятно, на кого намекает художник. Образы получились очень узнаваемые - судьи, дельцы, чиновники и, естественно, затесавшиеся в их компанию, жулики различных мастей. На картинах тонко высмеивались представители «высшего» общества, во время праздного отдыха.
1. «Друг познаётся в беде»
В целом, картины представляют собой групповые портреты колоритных персонажей, выстроенных на сцене перед сторонним наблюдателем. На полотне «Друг познаётся в беде» мастер рассказывает нам сюжет покерного вечера – игру «больших» людей собак, против двух плутоватых бульдогов. По высоте стеков у собравшихся видно, что бульдоги весь вечер «обували» биг-боссов, собрав у себя практически все фишки. Россыпь фишек в центре стола и количество карт на руках участников игры намекает на кульминацию вечера и последние раунды игры. Дело остаётся за малым – обеспечить жулику выигрышную комбинацию - каре тузов, для чего под столом передаётся трефовый туз, который висит буквально в нескольких сантиметрах от лапы бульдога. И здесь возникает главный вопрос вечера:
- Смогут ли бульдоги, под пристальным взглядом игроков, провернуть последнее жульничество?
Чувствуя иронию мастера, мы понимаем, что, скорее всего, смогут…Скорее всего…Именно этим создаётся небольшая напряжённость сюжета, которая является отсылкой к знаменитой фреске Микеланджело «Сотворение Адама». А, посмотрев на фреску, мы можем понять внутреннее состояние бульдогов, несмотря на их показную невозмутимость…
Развивая тему карточного плутовства, лжи и обмана, Кулидж намекает нам, что «удача улыбается смелым, но потом долго смеётся над ними». Никакая карточная комбинация не даст тебе преимуществ в игре краплёными картами.
2. «Незнакомец в лагере»
3. «Симпатия»
В первом случае автор намекает самим названием - «Незнакомец в лагере» (никогда не садись играть с незнакомцем…, никогда не разговаривай с незнакомцем…), а во втором, бульдогами, выступающими на картинах Кулиджа жуликоватыми персонажами. Каре тузов неудачников было сбито стрит-флешем - второй по силе пяти карточной комбинацией в покере (карты одной масти идут по порядку). Комбинация крайне редкая и она не могла появиться случайно на столе, в компании с подобными персонажами.
Нетрудно заметить, любимой карточной комбинацией Кулиджа является каре тузов. Она появляется в нескольких картинах серии и именно в ней зачастую заключается весь драматизм ситуации.
4. «Его станция четыре туза»
Мастифу слева выпала редчайшая комбинация и, в это время, поезд прибыл на его станцию. Драма заключается в том, что, при любых раскладах, он не сможет реализовать своё преимущество. Если мастиф выйдет из игры и сойдёт с поезда, он не сорвет банк. Но и оставшись, изменить ситуацию не получится. Проницательные партнеры внимательно наблюдают за реакцией коллеги и, по душевным терзаниям, понимают, что на руках у него, что-то серьёзное. В случае продолжения игры они просто сбросят карты. Да, выигрыш будет, но стоит ли он поездки до следующей станции…
Сюжеты мастера обладают достаточной глубиной и драматичностью. Но, если на картинах классиков, «лох» не знает об обмане, а сторонний наблюдатель всё видит, то Кулидж, идёт от обратного, заставляя зрителя оценивать реакцию оппонентов. Подобная драматическая ирония лежит в основе цикла картин «Смелый блеф» и «Ватерлоо». Причём, как считают исследователи творчества Кулиджа, диптих был навеян сатирическими сериями картин английского художника-гравёра Уильяма Хогарта, такими как «Модный брак» и «Карьера мота».
5. «Смелый блеф»
6. «Ватерлоо»
Сенбернар с невозмутимым «покерфейсом», имея на руках пару жалких двоек, делает крупную ставку, стараясь сорвать банк. Партнеры удивлены и сомневаются. Блефует, собака!!! В принципе, на этом можно было остановиться, припустив флёр загадочности… (Примерно так поступил Джек Лондон в «Тропе ложных солнц». По описанию картины «Последний кон» мы никогда не узнаем, какая карта будет открыта, а победитель, так и останется неизвестным). Но, следующая за ней развязка, расставляет всё на свои места. Блеф удался!!!
При взгляде на работы мастера подспудно возникает вопрос - что притягательного в этих картинах? Почему какие-то собаки вызывают у нас ироническую улыбку? Дело в том, что со времён Кулиджа в мире ничего не изменилось, а картины, даже через 150 лет, остались едкой сатирой на окружающую нас действительность. Те же типажи мы видим каждый день - они очень похожи на людей, которые нас окружают. А кто-то узнаёт в них даже себя…
Спасибо что дочитали до конца. Ставьте "лайки" и не пропадайте со связи. Подписывайтесь на канал "ТыжИсторик", будет ещё много интересного.
Ссылка на канал автора ЕСТЬ ТАКАЯ ВОЕННАЯ ТЕМА
ЧИТАЙТЕ также: