Поскольку бомбардировки союзной авиации доставляли все больше проблем Германии 1 сентября 1942 г. был одобрен Герингом меморандум генерал-инспектора ПВО фон Акстхельма в котором предлагалось принять на вооружение неуправляемые и управляемые зенитные ракеты запускаемые с земли с управлением по радио и ракеты с головками самонаведения и дистанционными взрывателями.
Но еще с 1939 г. работы по зенитным ракетам были отложены в долгий ящик, работы велись только над ракетами А-3, А-4 и А-5.
Создавали ракету в Пеенемюнде, с участием фон Брауна. Основные расчеты были завершены еще в 1941 г., осенью 1942 г. она была представлена на рассмотрение Министерства авиации. В конце того же года был подписан контракт, в начале следующего в Пеенемюнде разработали предварительный конструкторский проект.
В начале 1943 г. существовали только отдельные узлы зенитной ракеты "земля - воздух", она сама была на чертежах.
7 июля 1943 г. ракета А-4 (ФАУ-2) предназначенная для нанесения ударов по Англии получила высший приоритет, после показа Гитлеру специального фильма о ракете.
Зенитная ракета была на правах бедного родственника по сравнению с А-4.
В конце 1944 г. министр вооружений Шпеер создал комиссию генерала Дорнбергера, которая для окончательной реализации выбрала несколько наиболее проработанных проектов.
Комиссия Дорнбергера пропустила в том числе проект зенитной ракеты «Wasserfall» («Водопад»).
Зенитная управляемая ракета «Wasserfall» («Водопад») должна была быть готова уже в конце 1945 г.
Ракета была схожа с проектом баллистической ракеты А-4b (ФАУ-2), она была в два раза меньше "четверки" имела четыре трапецевидных крыла и четыре стабилизатора с рулями высоты в хвостовой части. Аэродинамические рули высоты и графитовые газовые рули снабжались приводом от электрических сервомоторов.
Ракетный двигатель отличался от проекта А-4, в нем было самовоспламеняющееся двухкомпонентное жидкое топливо (1500 кг азотной кислоты в качестве окислителя и 350 - 450 кг винилизобутила в качестве горючего). Топливо в камеру сгорания подавал сжатый азот из баллона высокого давления. Окислитель подавался через регенеративную систему охлаждения, после чего вспрыскивался через клапаны установленные в головке камеры.
Через 45 секунд после включения ракетный двигатель развивал тягу 76,3 кН. Схема размещения основных узлов и агрегатов "Вассерфалль" была схожа с "четверкой": боеголовка с ВВ в головной части весила 150-кг, под ней были баллон со сжатым азотом, бак с окислителем и топливный бак, под баками была аппаратура управления, в хвостовой части ракетный двигатель на стальной раме. Весила снаряженная ракета 3 530 кг.
Наводиться ракета должна была радиолокатором, цель захватывала одна РЛС, другая РЛС вела ракету, оператор совмещал две точки. Оборудование было только в разработке.
Пока пришлось прибегнуть к радиокомандной системе управления с оптическим слежением за траекторией. В головной части был радиовзрыватель, который подрывал наземный оператор, также был дополнительный дистанционный взрыватель.
Первый пуск состоялся в сентябре 1944 г., ракета на дозвуковой скорости в первом или третьем пуске достигла высоты 7 км. Но ракета должна была летать до 18 - 20 км, но предполагаемая скорость ракеты тогда не смогла достичь требуемых 760 м/с, а только 600 м/с. Дальность должна была составить 32 км.
Всего испытали 25 - 50 ракет, в боевых действиях судя по всему "Водопад" не использовался. Только остались планы сформировать 200 зенитно-ракетных батарей.
Потом Шпеер будет сетовать, что переключение программы с ракет А-4 ФАУ-2 на "Вассерфаль" защитило бы промышленные объекты от налетов авиации. Это, кстати, было бы вполне возможно, если удалось поднять высоту поражения до 20 км, что было на тот момент не решено. Ракета была дешевле ФАУ-2, выпуск 7 000 ракет был вполне реальным. Надо учитывать, что попадала бы в цель не каждая ракета, а одна из шести, как позже во Вьетнаме и то в лучшем случае.
С другой стороны англичане и американцы боялись бы атаковать объекты прикрытые зенитными ракетами, это тоже бы давало эффект. Так в ходе войны союзники опасались атаковать аэродромы где базировались реактивные Ме 163.
7 000 ракет было слишком небольшим, их нужно было десятки если не сотни тысяч. А времени для развертывания производства уже не было.
Но в итоге союзники бы задавили Германию своей военной мощью. Потеря 1 000 самолетов ничего не решала.
Спасибо за прочтение.