(Исаия 45)
Заявление в 44:24–28 о том, что Кир будет Божьим орудием избавления, дополнено и расширено в 45:1–7. Это заявление, должно быть, шокировало Израиль. Как Господь может использовать языческого царя для осуществления Своих планов? Остальные стихи главы (8–25) дают ответ на этот вопрос. Пророк напоминает народу о высшей власти Бога над Израилем и другими народами. Как Творец мира и Создатель Израиля, Он может осуществить всё, что замыслил. Его слово имеет силу.
ВЕСТЬ ЕГО ПОМАЗАННИКУ КИРУ (45:1–7)
Начало главы 45 говорит о силе Бога, которую Он являет в Своей власти над народами и заботе об Израиле. Оно повествует о Его уникальности как единственного истинного Бога.
«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: "Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму пояса с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери и ворота не затворялись; Я пойду пред тобой и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет, кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это"» (45:1-7).
Стих 1 называет персидского царя Кира «помазанником» Господним. Кир и сирийский царь Азаил (3 Цар. 19:15) — единственные неизраильтяне, о которых говорится, что они были помазаны по Господнему изволению. Еврейское слово машиах означающее «помазывать», образовано от корня машах. Виктор Гамильтон отмечает, что теологически машах можно рассматривать на четырёх уровнях: (1) это человек или объект, отделённый для служения Богу, (2) помазанный должен был пользоваться особым уважением, (3) можно сделать вывод, что машах наделён божественной силой и (4) это слово связывали с приходом обещанного избавителя, Иисуса. Помазанниками, отделёнными для служения Богу, были священники, цари, пророки и самый главный Помазанник — Иисус. Новозаветный эквивалент этого слова — христос. Апостол Иоанн разъяснил, что христос — это перевод еврейского слова: «Он [Андрей] первый находит брата своего и говорит ему: “Мы нашли Мессию”, что означает “Христос”» (Ин. 1:41). Иоанн первым транслитерировал еврейское слово в Мессиан, а затем перевёл его: Христос.
Помазание Кира Господом указывает на то, что Бог использовал его для осуществления особой задачи: он должен был положить конец вавилонскому пленению и позволить изгнанникам вернуться в Иерусалим. (Цилиндр Кира, найденный при раскопках Вавилона в 1879 г., подробно описывает подвиги царя и его благодеяние по отношению к пленным народам. Сегодня цилиндр экспонируется в Британском музее). Это не подразумевает, что он был истинным поклонником Бога. То же касается и сирийского царя Азаила. «Покорить», «сниму», «отворялись» и «не затворялись» — все эти слова описывают быстрое завоевание древнего мира Киром. В заявлении «Я пойду пред [ним]» «Я» в тексте занимает эмфатическое положение. Это может говорить о том, что Кир, скорее всего, не осознавал и не ценил помощь Господа (ст. 2, 3). Нам, людям, свойственно думать, что мы сами справляемся с чем-то, и мы не утруждаем себя мыслью о Божьем провидении или получении силы свыше.
Бог говорит, что окажет Киру эту помощь «ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего». Кроме того, это станет свидетельством для всего мира, «дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет, кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (ст. 4–6).
«Свет» и «тьма» (ст. 7) могут означать обычную смену дня и ночи, либо они могут подразумевать «благополучие» и «беду» или что-то в этом роде. Во всяком случае, Исаия здесь утверждает, что Бог имеет абсолютную власть во вселенной.
ВЕСТЬ ИЗРАИЛЮ ОТ ЕГО СОЗДАТЕЛЯ (45:8–19)
Господь — Творец! (45:8)
«Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это» (45:8).
Здесь для описания Божьих благодатных деяний использованы метафоры из земледельческой практики. Как дождь питает землю, так праведность проливается на души людей. Как земля рождает плоды, так надлежит и «спасению произрастать» (Современный Перевод). Так происходит не благодаря заслуге или трудам человека, а потому, что это творит Господь.
Препирается ли кто со своим Создателем? (45:9–13)
«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "Что ты делаешь?" — и твоё дело скажет ли о тебе: "У него нет рук?" — Горе тому, кто говорит отцу: "Зачем ты произвёл меня на свет?" — а матери: "Зачем ты родила меня?"» (45:9, 10)
Эти стихи показывают глупость всякого, кто жалуется на плоды трудов Бога. Не только Исаия, но также Иеремия (18:6) и Павел (Рим. 9:21) использовали образ «горшечника» (ст. 9) для описания Божьих деяний. Никто не вправе препираться с Богом (ст. 10).
«Так говорит Господь, Святой Израилев и Создатель его: "Вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека. Я, Мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я. Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары", — говорит Господь Саваоф» (45:11-13).
Обозначения «Господь», «Святой Израилев» и «Создатель [Израиля]» отражают вседержавную силу Бога. Слова стиха 11 призывают Божий народ верить только в Того, Кто силён позаботиться о них. Аналогичную уверенность выразил Павел: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).
Стих 12 содержит напоминание о созидательных деяниях Господа (см. 43:1). Он призывает израильтян вспомнить сотворение Им мира (Быт. 1; 2). Тот, Кто имеет такую великую силу и Кто сотворил человека по Своему собственному образу (Быт. 1:26, 27), непременно исполнит Свой план в отношении Израиля.
О Кире Бог сказал: «Я воздвиг его в правде» (ст. 13). Здесь говорится о правде Бога, а не Кира. Кир был Божьим орудием исполнения данного Им обещания восстановить Иудею после изгнания. Кир сделает это «не за выкуп и не за дары». Так оно и получилось: он выделил средства из собственной казны для строительных нужд иудеев (Езд. 1:1–4).
Народы и Израиль признают Его Богом (45:14–17)
«Так говорит Господь: "Труды египтян и торговля эфиопов, и савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими. Они последуют за тобой, в цепях придут и повергнутся пред тобой, и будут умолять тебя, говоря: У тебя только Бог, и нет иного Бога". Истинно, Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов. Израиль же будет спасён спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков» (45:14-17).
Бог говорит, что народы признают Его искупительную работу и оценят её. Все местоимения («ты» и его формы) в стихе 14 занимают эмфатическую позицию, относясь к искупленному Израилю и предвозвещая церковь. Процесс искупления начался с возвращения из изгнания и достиг своей кульминации с приходом Мессии. Стих 15 может быть продолжением исповедания язычниками Божьего всевластия. Идолопоклонство получит свою истинную оценку — будет признано безрассудством, ведущим к посрамлению (ст. 16).
Народы, упомянутые в этих стихах, не исполнили эти предсказания в буквальном смысле. Но в них указывается на то время, когда придёт Мессия. Тогда духовный Израиль — состоящий из всех уверовавших в Него стран, племён и народов — «будет спасён спасением вечным» (ст. 17).
Подтверждение Его замысла в сотворении (45:18, 19)
«Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её. Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства. "Я Господь, и нет иного. Не тайно Я говорил, не в тёмном месте земли. Не говорил Я племени Иакова: 'Напрасно ищете Меня'. Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину"» (45:18, 19).
Провозглашается Божий замысел в сотворении: Он «образовал землю… для жительства» (ст. 18). Господь заявляет: «Не тайно Я говорил». Божьи откровения доступны и понятны тем, кто признаёт Его и Его созидательную силу. Не нужно прибегать к гадателям, астрологам или колдунам, чтобы познать волю Бога. Он открыл её, чтобы она была доступна всем! «Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (ст. 19).
ВЕСТЬ НАРОДАМ (45:20–25)
«"Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. Объявите и скажите, посоветовавшись между собой: кто возвестил это из древних времён, наперёд сказал это? Не Я ли, Господь? И нет иного Бога, кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет, кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. 'Только у Господа, — будут говорить обо Мне, — правда и сила' ”. К Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. Господом будет оправдано и прославлено всё племя Израилево» (45:20-25).
«Уцелевшие из народов» (ст. 20) — это те язычники, которые отказались от идолопоклонства и в Израиле надеялись найти Господа. Таким образом они избегут судьбы идолослужителей и станут частью Господнего народа во всём мире.
Главную мысль стихов 21–25 хорошо подметил Клайд Вудс:
«Заявление Исаии стоит как бы на полпути между Господним обещанием патриархам благословить все народы через их семя (Быт. 12:3; 22:18) и исполнением этого древнего обетования в явлении Христа (Гал. 3:7–8, 14, 16, 27–29). Весь послушный Израиль будет в полной степени участвовать в этом славном подтверждении воли Господа Вседержителя».
Здесь говорится не об историческом ветхозаветном Израиле, потому что не все из тех людей покаялись. Два новозаветных отрывка помещают эти стихи в контекст завершённой работы Иисуса Христа по спасению всех уверовавших и послушных Ему:
«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем перед судом Христовым. Ибо написано: "Живу Я, — говорит Господь, — предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога"» (Рим. 14:10–14). «Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9–11).
Все покорятся Господу — либо добровольно, жизнью во Христе, либо во время суда. Единственной надеждой для Израиля и народов было пришествие Господа Иисуса Христа.
КИР, ПОМАЗАННИК БОЖИЙ
Бог назвал персидского царя Кира Своим «помазанником». Этим Он не восхвалял свойства личности Кира; Он просто заявлял, что собирается использовать этого царя в служении Себе.
В Своём замечательном провидении Бог временами может использовать языческих правителей и влиятельных мужей для осуществления Своих замыслов.
Это пророчество — одно из самых замечательных в Ветхом Завете. Читая его и размышляя над ним, нельзя не проникнуться его глубоким смыслом.
Оно говорит о богодухновенности Библии. В момент его возвещения до предсказанного события оставалась, как минимум, сотня лет. Кир назван по имени, чтобы все ясно понимали, о чём идёт речь. Исаия конкретно сказал, кто этот человек (ст. 1).
Оно открывает несомненность Божьего плана. Для исполнения Своего замысла Бог использует даже языческого царя. Он сказал: «Я пойду пред тобой и горы уровняю… дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев» (ст. 2, 3). Бог устранит все препятствия, чтобы Кир сделал то, чего хотел от него Бог. Оно иллюстрирует замысел Божьего провидения. Всё, что делает Бог, Он делает ради Своего народа и ради Своего святого замысла. Он сказал: «Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» (ст. 4).
Бог действует, думая не только о Своём народе, но и о том, чтобы все узнали, что Он — единственный Бог. «Я Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня, — заявляет Он. — Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет, кроме Меня; Я Господь, и нет иного» (ст. 5, 6).
Оно заявляет о честности Бога. Он никогда не лжёт; Его слово благо. Если Господь говорит, что какое-то событие должно произойти, оно непременно произойдёт. Он спрашивает: «Кто возвестил это из древних времён, наперёд сказал это? Не Я ли, Господь?» (ст. 21). Бог говорит, что всё, что Он предрекал, исполнилось. Об участии Кира в восстановлении Иерусалима повествуют две ветхозаветные книги — Ездры и Неемии. Исполнилась каждая деталь пророчества.
Оно напоминает нам о Божьем желании спасти человека. Зачем Бог задумал всё это? Какова Его конечная цель? Он хотел открыть Свою любовь к человеческим душам. Он сказал: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь… что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (ст. 22–24).
Оно провозглашает сущность Бога, чтобы все прославляли Его. «Господом будет оправдано и прославлено всё племя Израилево» (ст. 25). Все увидят Его точность, верность, всемогущество и всемирный план. Голоса возвысятся в благоговении и благодарении за такого Бога.
Пророчество нас изумляет; но помимо этого, оно учит нас. Мы видим богодухновенность Библии, несомненность Божьего плана, замысел Божьего провидения, Божье желание в конечном итоге спасти человека и истинную сущность Бога. Если это пророчество не вдохновляет вас на восхваление Бога, тогда что может это сделать?