Текст – уникальный способ общения. Для выражения мысли в речи у нас, как правило, всего несколько секунд, поэтому «слово – не воробей». Контролировать свои эмоции и чувства в речи бывает крайне сложно. Другое дело текст – у вас есть время отредактировать его, перечитать, максимально точно выразить свои мысли, поэтому написание текста накладывает особую ответственность.
Текст – основной способ получения информации. Трансляция своих мыслей через текст требует особой точности, а потому зачастую возникает логичный вопрос: а чьи мысли транслируются в тексте? Профессиональные копирайтеры умеют качественно представить чужие мысли за свои и наоборот. Речь идет не о плагиате и не о том, чтобы присваивать себе чужие заслуги. Речь о выражении собственного «Я» или чужого. Работая «на дядю», мы выражаем мысли «дяди», компании, коллег и т.д., и не факт, что наши мысли совпадают. Как понять, что человек выражает свои мысли? Как увидеть «чужой взгляд» в тексте?
Со временем меня больше стали интересовать другие вопросы: как не потерять себя, транслируя свои или чужие мысли? Почему? Потому что, если текст написан профессионалом, вы никогда не узнаете, чьи мысли он транслировал. Текст есть текст. Вы читаете и либо принимаете, либо отвергаете точку зрения автора. А что чувствует автор? Особенно, если эта точка зрения навязана, и он вынужден навязывать ее другим. Можно провести аналогию с продавцами/продажниками, которые многих сильно раздражают. Но это их работа. И вероятно, они бы очень хотели не «впаривать всякую дичь», но кушать хочется всем. И вот они транслируют чужие мысли. И вы это знаете и понимаете. Но иногда навязанные мысли становятся твоими собственными. И сами продажники начинают верить в то, что делают. То же и с текстом: собственное или чужое «Я» - это «Я» автора. Если он не согласен с тем, что пишет, в какой-то момент он «сломается». Потому такие «разногласия» в тексте будут видны, такая статья не вызовет у вас должных эмоций, а может породить вопросы или конфликт.
Как не вызывать такие конфликты у самого себя? Я писала, что сторона автора мне важнее, потому что я писала и пишу много текстов для заказчиков и знаю, как важно не потерять себя и как сложно «позволить» себе быть собой. Я могу выделить несколько «тревожных» знаков, которые должны заставить вас задуматься о том, что говорит не ваше «Я»:
- Вы постоянно переписываете текст, не можете найти подходящих слов, вам не хватает слов;
- Вы постоянно проверяете, сколько уже написали, оцениваете, достаточно ли этого объема;
- Вы «маетесь», не можете найти себе места (то стул не так стоит, то из окна дует и пр.), постоянно отвлекаетесь;
- Текст не вызывает у вас эмоционального отклика (равнодушие, безразличие) или вызывает негативные, неприятные чувства;
- Вы заставляете себя отправить/опубликовать текст.
Все эти «звоночки» должны натолкнуть вас на мысль, что что-то не так. Задумайтесь, вам действительно нужно так писать? Ведь даже выполнять заказ клиента можно сквозь призму собственного «Я», а не чужого. Можно адаптировать требования заказчика под себя, можно спросить помощи, можно перенести сроки, можно отказаться, можно много «можно», главное – позволить себе это, а значит признать, что вы делаете не то, что хотите. Порой признание самому себе в чем-либо – самый сложный шаг, на который приходится долго решаться. Решитесь писать для себя. Не изменяйте себе. Вы и ваш взгляд – самая большая ценность. Не бойтесь своего «Я», оно ведет вас верным путем, доверьтесь самому себе ;-)