Сегодня (15 ноября) Петербургский метрополитен отмечает юбилей, 65 лет. Можно сказать, выходит на пенсию по старым меркам. Но впереди у метро еще долгая и, надеюсь, счастливая жизнь.
А я, раз сегодня такой праздник, решил поговорить про интересные факты о метро Петербурга. Не все из них известны широкому кругу людей, некоторые вообще сложно где-то найти. Я собрал свой список, а вы можете в комментариях его дополнять.
Начнем!
1. В первой очереди было открыто не восемь, а семь станций
15 ноября 1955 года метро в Ленинграде открыли. Первая очередь состояла из восьми станций. Это станции первой линии (Кировско-Выборгской) от Автово до Площади Восстания. Но станция Пушкинская была открыта для пассажиров только в следующем году - 30 апреля 1956 года. Это случилось из-за проблем с наклонным ходом. Но официальная дата осталась в истории, а значит власти сделали свое дело и сдали метро в достаточно короткий срок. Тем более, что всего 10 лет назад закончилась война.
2. Первый перегон, который был построен под Невой - Чернышевская-Площадь Ленина
После первой очереди метрополитен стал развиваться дальше вместе с городом. Начала строится вторая линия (Московско-Петроградская). Название линий уже давно ушло в историю, лишь немногие называют линии не по номерам. Но об этом чуть позже. Первым перегоном под водой стал тоннель между станциями Чернышевская и Площадь Ленина. Действующим он стал 1 июня 1958 года, когда открыли станцию Площадь Ленина. И три месяца поезд проезжал без остановки Чернышевскую. Лишь 1 сентября 1958 года еще одна станция первой линии была открыта.
3. Лишь четыре станции метро были переименованы за время существования метрополитена
В связи с последнем переименованием уже действующей станции Новокрестовская я решил вспомнить, какие еще станции носили другие названия в момент открытия. Кроме новоиспеченной станции Зенит это еще Девяткино, Сенная площадь и Новочеркасская. Первую станцию, которая разделила метро на два региона открыли с названием Комсомольская. Но теперь это название ассоциируется лишь со станцией на площади трех вокзалов в Москве, а станцию в 1992 году переименовали в Девяткино, как и называлась железнодорожная станция.
Площадь мира в центре города открыли еще в далеком 1963 году. Назвали ее по площади, на которую тогда одиноко выходила станция. В 1992 году площади вернули старое название, решили поменять и название станции. Теперь у нее уже был брат - Садовая. Но в любом случае станция стала называться Сенная площадь.
В один из последних дней 1985 года открыли станцию метро Красногвардейская. А уже через семь лет станции вернули название проспекта, который переименовали из Красногвардейского в Новочеркасский двумя годами раньше. Интересный факт в том, что не все буквы из названия станции поменяли, поэтому цвет некоторых отличается. Лишь совсем недавно их поменяли.
4. Четвертая линия (Правобережная) до 2008 года была гораздо длиннее
В первоначальном проекте четвертая линия после центра (Достоевская - Садовая до 2008 года) должна была уходить к Мариинскому театру и на Васильевский остров. Но временно была соединена с участком будущей пятой линии и уходила на север, в Приморский район.
И вот, в 2008 году с открытием станции Спасская четвертая линия закончилась на ней, а поезда после Достоевской ездили именно на Спасскую и в оборотный тупик. Там был служебный съезд, который соединял Садовую и будущую станцию Звенигородская и теперь поезда после Спортивной и Садовой уходили на юг. А теперь можно аж до Шушар по прямой добраться от Садовой.
5. В Петербурге есть станция, у которой два выхода на два разных острова
Станция Спортивная была открыта в 1997 году. И имела лишь один выход долгое время. Но в 2015 году на день города Метрострой подарил нам еще один выход, да какой. Первый траволатор в Петербургском метро был возведен под Невой и соединял второй выход со станцией. Выход сделали на Васильевский остров, тем самым немного разгрузив его. Ведь две станции "Ваське" уже давно не хватало. Сейчас их стало три, но все равно требуется постройка еще одной-двух станций, ждем их в будущем. Но в каком, это уже тема для отдельного материала. Ну а в мае 2015 года траволатор длиной 200 метров позволил людям, приехавшим на Спортивную, выбирать, куда выходить. На Петроградский остров или Васильевский остров.
6. Метро Петербурга с 1978 года находится в двух регионах России
Простой, но не всем известный факт. Станция метро Девяткино находится полностью во Всеволожском районе Ленинградской области. А это, как известно, другой регион. Поэтому только у нас, с недавних пор и в Москве, можно уехать на метро в другой регион России. Также станция Девяткино до 2006 года была самой северной станцией в России, уступив первенство Парнасу, как только он открылся.
7. В метро Петербурга был ни один размыв
Вся страна слышала про легендарный размыв, который на десять лет отрезал север первой линии от остального метро. Но был еще один размыв, не такой глобальный, но не менее опасный. При этом опасный не только для метро, но я для жителей домов, которые проживали над ним. Это случилось в 1988 году после открытия станция Проспект Просвещения и Озерки. После бурения в сторону будущей станции Парнас грунтовые воды прорвались в тоннель и его пришлось частично закрыть до временного гермозатвора. Пришлось даже временно эвакуировать один из домов по проспекту Энгельса ближе к Придорожной аллее. Земля в каком-то месте даже просела и образовалась воронка, которую быстро засыпали. Строительство продолжили, больше такого не происходило. Более подробно можно прочитать на одном интересном канале вот здесь.
8. В Петербурге пять наземных станций и все они являются конечными
В основном, в Петербурге станции глубокого заложения. Исключение составляет лишь юг первой линии от Автово до Ветеранов и пять конечных станций на разных линиях.
В Девяткино, Купчино, Рыбацком, Шушарах и на Парнасе поезд приезжает на поверхность. Станции крытые из-за особенностей Петербургской погоды, но там нет никаких эскалаторов и лестниц вверх. Все станции являются конечными и в ближайшее время продления этих линий мы не ждем.
9. У каждой линии в Петербурге есть свое название
При строительстве метро каждой линии было придумано название. Сейчас они уже не так популярны, да и официально уже убраны из употребления. Если я не прав, поправьте, пожалуйста. Но все же стоит вспомнить названия, которые уже даже не сильно актуальны.
- Кировско-Выборгская
- Московско-Петроградская
- Невско-Василеостровская
- Правобережная
- Фрунзенско-Приморская
- Красносельско-Калининская
Как мы видим, придумали название и будущей линии метро, которая лишь только строится. Пусть это останется в народе.
10. В проекте есть будущая кольцевая линия и станции в новых районах
Сейчас существует множество схем развития метро Петербурга. Поэтому я не буду скидывать какие-то схемы развития, а добавлю сюда лишь официальную схему, которую можно было видеть с 2018-2019 годах. Шестая линия, а если точнее ее первая часть, будет выглядеть так. Также есть перспектива, согласно которой кольцевая линия наверху будет проходить через станции: Василеостровская, Петроградская и Лесная. Но как будет на самом деле, узнаем в ближайшее десятилетие.
Я рассказал вам лишь некоторые факты о метро Петербурга, которые успели появится за эти небольшие 65 лет. Очень надеюсь, что метро начнет развиваться, когда все эти денежные истории закончатся и будут строить как можно больше станций.
Расскажите факты, которые знаете вы?
Про метро у меня есть еще несколько материалов:
10 красивых станций петербургского метрополитена
ТОП-5 интересных станций метро в России
Типы станций Петербургского метрополитена. Какой удобнее для пассажиров?
Как развивается третий метрополитен в России