Найти в Дзене
Строительный мир

Замороженные из-за пандемии: проект высокоскоростной магистрали Екатеринбург-Челябинск за 400 млрд руб.

Пандемия коронавируса поразила сразу несколько крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в России. Некоторые из них, безусловно, со временем оправятся, а на других, к сожалению (а для кого-то и к счастью), будет поставлен крест. В какую категорию попадет проект двухпутной высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Челябинск-Екатеринбург, сказать пока сложно.

Официально о заморозке проекта было объявлено в апреле 2020-го, но инициаторы и сторонники этой грандиозной стройки уверены, что после стабилизации ситуации в стране, работы будут возобновлены.

© pixabay.com
© pixabay.com

Идея проложить скоростную магистраль между крупнейшими городами Урала появилась в конце 1990-х. Возвращались к ней и в 2005 году — задумку поддержал тогда губернатор Свердловской области. А пять лет спустя ОАО «РЖД» представило перспективные направления, при которых в течение ближайших лет может начаться строительство скоростных и высокоскоростных магистралей; среди них был и участок Челябинск-Екатеринбург.

Правда, тогда отмечали, что на этом пути поезда будут разгоняться лишь до 200 км/ч, а не до 300 км/ч, как заявлялось позднее. Тогда же говорили о возможном строительстве магистрали Москва-Екатеринбург, где максимальная скорость составит 400 км/ч. В президентство Медведева одним из наиболее часто употребляемых слов было «модернизация», и как подчеркивали в РЖД, строительство ВСМ — это вклад в решение задач в данном направлении.

Более предметно уральский проект по инициативе челябинского губернатора начали обсуждать в 2015 году. Глава региона Борис Дубровский заявил тогда, что новая железная дорога позволит добираться из Челябинска в столицу Свердловской области примерно за 70-90 минут; самым быстрым наземным транспортом на этом пути остается автомобиль, дорога на котором занимает порядка 2,5 часов. Губернатор выступал непосредственно за высокоскоростную магистраль, где поезда будут мчаться свыше 250 км/ч.

© Public Domain (Южно-Уральская железная дорога, г. Челябинск)
© Public Domain (Южно-Уральская железная дорога, г. Челябинск)

У проекта сразу же появились критики, которые считали, что новая магистраль не нужна. Между городами достаточно железнодорожных путей, и по одному из них можно пустить ту же «Ласточку», которая движется со скоростью 150-160 км/ч. А если реконструировать существующий путь, как и предполагалось раннее по программе РЖД, то по нему смогут ездить поезда со скоростью 200 км/ч.

Модернизация действующей дороги с последующим запуском по ней скоростных поездов по подсчетам обошлась бы в 40-45 млрд руб. Сам путь займет немного больше времени, но все же затраты по сравнению с новой магистралью несопоставимы.

Тем более, что отдельные эксперты сомневались в адекватной оценки стоимости ВСМ (и не зря) — по их мнению, она явно занижена. Первоначально заявляли, что строительство обойдется в 160-165 млрд рублей. Позже цена выросла в 2,5 раза.

© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru (Презентация проекта ВСМ Челябинск-Екатеринбург на площадке Цифрового делового пространства в рамках V Инфраструктурного конгресса "Российская неделя ГЧП", апрель 2018 года)
© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru (Презентация проекта ВСМ Челябинск-Екатеринбург на площадке Цифрового делового пространства в рамках V Инфраструктурного конгресса "Российская неделя ГЧП", апрель 2018 года)

Но сторонники ВСМ продолжали твердить, что новая дорога необходима, тем более, что она в перспективе станет частью общего проекта «Евразия» — высокоскоростной магистрали, соединяющей Азию и Европу.

Несмотря на продолжающиеся споры относительно актуальности нового пути, многие из тех, от кого зависела судьба проекта, включая главу РЖД Олега Белозерова, дали ему положительную оценку. А в 2018 году идею поддержали в Правительстве РФ; соответствующий документ тогда подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, который также подчеркнул важность высокоскоростной дороги, отметив, что все это делается для удобства жителей уральских городов.

Отмечалось, что реализуют проект до 2024 года за 366 млрд руб. (позже — до 2025-го за 380 млрд руб.), а поезда «Экспресс» 220 км из одной точки в другую будут преодолевать за 70 минут. Также предполагалось, что некоторые составы будут ходить по ветке с остановками в ряде населенных пунктов. Маршрут должен пролегать от Челябинска до Екатеринбурга через Сулейманово, Снежинск и Сысерть.

© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru
© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru

Помимо прокладки путей, проект подразумевает строительство новых и реконструкцию старых вокзалов и станций; возведение административного здания, депо и некоторых других объектов. Утверждалось, что Уральская ВСМ принесет ВВП России свыше 2 трлн руб.

Конечно, критики не унимались, отмечая, что окупаться магистраль будет очень долго. По их мнению, пассажиропоток (2,4-2,7 млн чел. в год), о котором говорят инициаторы проекта, слишком завышен; в реальности же дорога не будет настолько загружена.

Изначально предполагалось, что около 50% на строительство будет получено из бюджета, однако в феврале 2019-го стало известно, что ВСМ не включена в комплексный план модернизации магистральной инфраструктуры (хотя в черновых вариантах документа она была), а значит, рассчитывать на бюджетные деньги уже нельзя.

© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru (Подписание соглашения между Siemens и РФПИ по проекту Уральской ВСМ. Мюнхен, 2019 год)
© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru (Подписание соглашения между Siemens и РФПИ по проекту Уральской ВСМ. Мюнхен, 2019 год)

Кто-то решил тогда, что проект будет отложен в долгий ящик, однако в том же месяце Российский фонд прямых инвестиций и немецкая Simens Mobility сообщили о готовности инвестировать в проект до 300 млрд руб. Соглашение между ними, в котором участвовала и третья сторона — «Уральская скоростная магистраль» (УСМ) (оператор проекта) — было подписано в Мюнхене.

В марте того же года долгосрочная инвестиционная программа ОАО «РЖД», указывала на то, что по подсчетам компании на реализацию проекта необходимо 402 млрд руб. Однако в августе гендиректор «УСМ» сказал, что у РЖД нет намерений финансово участвовать в проекте.

В июле Росжелдор утвердил техзадание на проект межевания территории, по которой пройдет стальная магистраль. И все вроде бы шло своим чередом: подготовлена юридическая, технико-экономическая документация; проведены предпроектные исследования и другая работа. Но отношение к проекту было неоднозначным. Образные весы с чашами «за» и «против» продолжали двигаться в разные стороны.

© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru
© Министерство экономического развития Челябинской области / mineconom74.ru

Например, в отличие от своего предшественника, новый губернатор Челябинской области Алексей Текслер, буквально через две недели после назначения исполняющим обязанности (с 19 марта 2019-го), показал, что не испытывает особого восторга от этого проекта, назвав его крайне дорогим и не самым приоритетным.

Тем не менее неоднократно подчеркивалось, что приступить непосредственно к строительным работам на участке будущей ВСМ планируется в 2021 году, однако, как отмечалось в начале статьи, уже в апреле текущего года стало известно о заморозке проекта на неопределенный срок. Наверняка, вопрос актуальности этой стройки поднимут еще не раз, и от того, какая чаша весов перевесит, будет зависеть, разморозят проект в будущем или нет.

Читайте: Северный широтный ход — масштабный проект Сталина, который планирует завершить Путин