Заброшенная школа - это не место действия фильма ужасов. Это место в Териберке.
Любители заброшки специально едут посмотреть на неё. А заодно и по другим домам полазать, пока они окончательно не развалились.
Большинство же туристов в Териберку едут всё-таки смотреть на красоту севера и на природу. Но и школу стороной не обходят, как одну из главных достопримечательностей и место, где можно сделать десяток забавных фотографий.
Тем более, что местные (а может и не местные) художники приложили свои таланты к стенам школы. Их рисунки теперь можно видеть на многочисленных фотографиях из Териберки.
В общем-то, все фотографии с рисунками на стенах красивые и так себе, забавные и не очень - это всё школа.
Конечно я тоже не могла не зайти туда. Как же, все с фотографиями, а я нет.
Сразу скажу, прогулка по школе вызвала неоднозначные впечатления. Я про них в конце напишу.
Впрочем, я не очень люблю все эти брошенные здания, напоминающие картинки из фильмов про ядерную войну.
Когда люди жили-жили, а потом раз - и исчезли. А всё осталось.
И в школу пошла, потому что она благодаря картинкам на стене стала не только визуализацией апокалипсиса, но и немножко арт объектом.
Не найти школу невозможно. Высокое каменное здание на краю посёлка одиноко возвышается среди избушек. К тому же к школе ведёт дорога. А дорог в Териберке, мягко говоря, немного.
Школа всё время открыта. Заходи, кто хочешь. Бери, что хочешь. Главное, заходя кирпичом по голове не получить.
Да и в ходе "экскурсии" надо внимательно смотреть, чтобы никуда не упасть и чтобы на вас ничего не упало.
Зашли?
А дальше надо просто ходить из класса в класс. С этажа на этаж. Пока не надоест. Три этажа школы плюс подвал.
Первое, что бросается в глаза - это книги.
За книги грустно и обидно.
Кажется, их-то можно было собрать. Хотя бы на макулатуру сдать.
Но тут же в голову закрадывается другая мысль.
Книги лежат так, как будто их специально раскидали. Как будто кто-то делал инсталляцию про современное образование. Про школьную реформу и её итоги.
Ну, или в конце концов, просто позаботился о том, чтобы туристам было, что фотографировать.
И всё время, пока я ходила по школе, во мне боролись недофотограф, который любит окружающую действительность в кадры запихивать, и любитель бумажных книг, которому книги валяющиеся очень жалко.
Несколько лет назад, когда мы были в индонезийской части Папуа Новой Гвинеи, нам в лагерь папуасы принесли забавных зверьков.
Звери были такие прикольные, что мы с ними конечно же сфотографировались.
Потом мне писали: "Какая же ты, сволочь, циничная. Держишь зверя и улыбаешься, зная, что его сейчас убьют. Гори в аду. "
А когда я писала, что эти животные уже были мертвы, то у людей и вовсе нормативная лексика заканчивалась.
С одной стороны мне было жалко зверей (потом выяснилось, что парочка из них была видом какого-то редчайшего древесного кенгуру, находящегося на грани исчезновения). С другой - папуасы их убили и принесли, чтобы съесть. И они это сделали бы в любом случае.
Может конечно и не стоило со зверями фоткаться. Но очень хотелось.
Вот с книгами у меня было приблизительно такое же ощущение. Очень было их жалко и хотелось хотя бы в кучки собрать.
С другой стороны, люди приходят, фотографируют. Смысла в этом, конечно, никакого нет. Но людям нравится. Можно ли лишать их такого удовольствия.
Да и собственно, кто я такая, чтобы об этом рассуждать? Я - такая же как и все. Тот ещё книголюб.
Но давайте раскрутим ленту развития человечества в обратную сторону. И от книг перейдём к наскальной живописи.
Вернее, начнём с наскальных надписей - промежуточный этап развития между наскальной живописью и книгами.
Складывается ощущение, что кто-то взял баллончик с красной краской, прошёл по школе и написал все свои мысли, которые в это время занимали его голову.
На этом мысли человека с красной краской закончились. Поэтому можно перейти к более высокохудожественным инсталляциям.
Ой, опять человек с красной краской пришёл.
От настенных надписей переходим к настенной живописи.
Медведь, бредущий из класса в класс.
А здесь явно коллеги, любители понырять отметились.
Тут - смешение стилей и жанров.
Ой, а эту картинку я помню. У меня в детстве книжка была, которую я любила рассматривать.
Но в школе как-то неожиданно увидеть такое.
На самом нижнем этаже находится спортивный зал. Там совсем разруха.
И такое ощущение, что точно что-нибудь на голову упадёт.
Когда я собиралась уходить, в школу вошла девушка. Увидев меня, она сначала жутко испугалась. Потом сказала:
- Не ожидала здесь кого-то увидеть.
- Нас тут таких много ходит, - ответила я.
И действительно, где-то со второго этажа раздавались голоса таких же экскурсантов.
Ну и напоследок всё-таки скажу про мои впечатления от школы.
Они очень неоднозначные.
Я, наверное, скажу крамольную вещь, но по-моему, если уж решили сделать из школы арт объект, пусть даже такой стихийный, надо было как-то это довести до ума.
А то сейчас места для фотографирования перемежаются с откровенной грязью и запустением, где ещё немного и просто небезопасно станет ходить.
- Пусть всё останется как было, чтобы по-настоящему, - возразят мне любители аутентичности и заброшек.
Увы, вынуждена вас разочаровать. Оно уже не по-настоящему. Оно уже не как было.
Это уже, скажем так, арт галлерея под названием "Заброшенная школа".
Кроме школы в Териберке ещё немало заброшенных домов. Хорошо, если их не больше, чем жилых.
Внутри - пустые помещения с вещами людей, которые тут жили.
Здесь целая комната вполне приличных на вид игрушек. Почему их не забрали?
Я заглянула буквально на пять минут в один заброшенный дом. На этом моё желание исследовать заброшки, и без того не очень сильное, иссякло совсем.
А по дороге я вышла к стройке нового, наверняка, отеля. Вокруг стройки были установлены познавательные плакаты.
Например, про архитектуру и ландшафтный дизайн арктических поселений.
Очень забавно читать и сверяться с видом на местности.
И тут же - целый ряд плакатов: что нужно, чтобы перевезти деревню на новое место.
Почти руководство к действию.
Впрочем, Териберку никто никуда перевозить не собирается.