Вы никогда не задавались вопросом, почему наш извечный политический соперник Турция не выступила на стороне Гитлера во Второй Мировой войне? Ведь в конце 30-х и начале 40-х годов могло показаться, что поддержка стран Оси поможет, наконец, этой стране победить в долгом историческом противостоянии с нашей страной. Но такой подход является очень поверхностным и для ясного понимания мотивов Турции следует взглянуть на политические игры 30-40-х годов более внимательно.
Перед началом войны
Начнем с того, что молодая турецкая республика не ставила перед собой непременной задачи борьбы с СССР. Имперские амбиции этой страны ушли в прошлое вместе с Первой Мировой войной, и отныне она решила довольствоваться тем, что есть. Правда старалась не упускать возможность решать свои локальные задачи. Выгодное географическое положение Турции сделало её «невестой на выданье», а правительству оставалось лишь выбрать наиболее выгодное предложение. И они, конечно, не заставили себя ждать.
Румыны начали терпеть поражения уже 24 июня 1941 года. Малоизвестная страница войны
Стоит признать, что уговоры немцев о вступлении в Ось правительство Мустафы Кемаля отвергло, подчеркнув, что не собирается возрождать империю. «Отец турецкой нации» вообще очень хорошо относился к Советскому Союзу, так как помнил оказанную им поддержку в войне за независимость в начале 20-х годов. Поэтому ещё в 1925 году между двумя молодыми республиками был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, который в 1935 году был продлён на 10 лет до ноября 1945 года.
Ситуацию в отношении двух государств несколько усугубили уход из жизни Кемаля в 1938 году, а также подписанный между СССР и Германией в августе 1939 года пакт Молотова-Риббентропа. Это привело к тому, что турецкое правительство сблизилось с Англией и Францией, подписав с ними соглашение о взаимопомощи, которое предполагало военное взаимодействие этих стран в случае переноса войны в регион Средиземноморья. За своё участие в договоре Турция получила территориальные приобретения, в виде государства Хатай, которое долго время находилось под их протекторатом. Однако этот договор не распространял своё действие на военные действия против СССР, что исключило англо-французскую агрессию против нашей страны. Таким образом, были достигнуты две важные цели:
- Турция окончательно подтвердила свой нейтралитет в войне;
- Были сорваны планы Англии и Франции по бомбардировке советских нефтяных месторождений на Кавказе и в Средней Азии.
Ни вашим, ни нашим
В то время, когда Германия подмяла под себя почти всю Европу и вышла к турецкой границе, эта страна начала осторожное сближение с Гитлером. В её политических кулуарах всё чаще стали звучать голоса в поддержку Третьего Рейха и необходимости выступить на его стороне. Одновременно с этим правительство страны отказалось пропустить через свою территорию на войну в Сирию и Ирак как англо-французские войска, так и немецкие.
Но угроза со стороны нацистской Германии заставила Турцию подписать с ней сначала экономические соглашение, 18 июня 1941 года договор о дружбе и ненападении. Таким образом, это государство всё больше склонялось в сторону Рейха.
Почти напали на СССР
Первые тревожные «звоночки» раздались с началом Великой Отечественной войны, когда турецкое правительство начало частичную мобилизацию в стране. А в октябре 1942 года начальник военной академии Али Фуад Эрден и вовсе посетил Восточный фронт, где встретился с высокопоставленными офицерами вермахта.
В конце 1942 года сложилась ситуация, когда Турция была готова начать боевые действия против нашей страны. Она напрямую зависела от исхода битвы за Сталинград, который до последнего момента для многих оставался не ясным. Поэтому на границе в районе Батуми были размещена мощная турецкая армейская группировка, которая насчитывала около 50 дивизий. Зачем бы нейтральному государству сосредотачивать такой огромный воинский контингент в непосредственной близости с рубежами СССР? Причём судьба нашей страны в это же время решалась в битве на берегах Волги. Хотя современные турецкие историки с пеной у рта доказывают мирные намерения своей страны, но для многих совершенно очевидно, что в случае потери Сталинграда, она бы непременно вступила в войну на стороне Гитлера и ударила со стороны Кавказа.
Забытые генералы Победы. Он пытался предотвратить бессмысленное наступление летом 1941 года
Начавшееся контрнаступление РККА перечеркнуло эти планы и окончательно убедило турецкое руководство, что лучшим вариантом развития событий будет продолжение сохранения нейтралитета. И сложилась удивительная политическая ситуация, когда эта страна с одной стороны не отказывалась принимать английскую военную помощь, а с другой стороны продолжала активно торговать с Германией и обеспечивать её важными товарами.
И вашим, и нашим
Союзники активно склоняли Турцию к вступлению в войну против Германии. Но власти этой страны упорно придерживались политики нейтралитета, не забывая при этом поставлять в Германию ряд важных для нее товаров, например хром. Правительство утверждало, что страна не готова к ведению боевых действий и отказывалось предоставлять союзникам свои военные аэродромы. В 1944 году через контролируемые ей проливы даже были пропущены 2 немецких военных корабля. В результате под нажимом антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года Турция всё же формально объявила войну Германии, так и не приняв участие в боевых действиях.
Этот бой итальянцы до сих пор вспоминают с содроганием
Таким образом, страна, которая всю войну придерживалась нейтралитета, не забывая при этом «заигрывать» с обеими сторонами конфликта, по её итогам оказалась на стороне победителей, не потеряв на полях сражений ни одного своего солдата. Спасибо, что заглянули в гости. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы