Найти тему

Ночь Тасуа. Утро Ашуры. Имам Хусейн(а) наставляет врагов.

· Ночь Тасуа (Ашура)

· Завещание, оставленное в ночь Тасуа

· Ночь, проведенная в поклонении

· Скрытые смыслы

· Пример душевного состояния среди сподвижников, находившихся в Кербеле

· Утро Ашуры

· Армии строятся в боевые порядки

· Скрытые смыслы

НОЧЬ ТАСУА (АШУРА)

Абу Джамиля передает от Абдуллаха бин Абу Джафара следующее предание:

«Мне рассказал мой брат, а он услышал от имама Джафара, а он это слышал от своего отца Мухаммада Бакыра: «Али бин Хусейн (Зайналабидин) в ночь смерти отца я ему принес шербет и сказал: "Любимый отец, выпей этого ширбета».

Он ему ответил: «Сыночек! Это ночь перед моей смертью. В эту ночь умер и Посланник Аллаха (С)»[1].

Имам Хусейн (мир ему), зная, что умрет, очень внимательно отнесся к подготовке к битве. Для того, чтобы иметь возможность лучше защищаться, он приказал привязать шатры друг к другу. Таким образом, он воспрепятствовал атакам врага через шатры.

На следующее утро он выстроил воинов в ряды перед шатрами. Таким образом, у врага осталась возможность атаковать только спереди.

ЗАВЕЩАНИЕ, ОСТАВЛЕННОЕ В НОЧЬ ТАСУА

В вечер Тасуа каждый был взволнован из-за предстоящего дня, который обещал им степень мученика. Зная о своей смерти, они намеревались биться до последней капли крови, защищая сына Посланника Аллаха (С).

От имама Саджджада (мир ему) есть предание о той ночи: «В ночь Ашуры мой отец сидел в шатре в окружении нескольких людей Раб Абузара Джавн затачивал меч Имама (мир ему). Имам начал напевать следующий стих:

«Устыдись своей дружбы, о, судьба!

Скольким друзьям и стремящимся (к ней)

Во время утра и в тайне в послеполуденное время

ты спускаешь смерть?

Все дела относятся только к Аллаху

И каждая душа путник этого пути».

Затем имам Саджджад сказал следующее:

«Я из этого стиха имама (мир ему) я понял, что он объявил о своей мученической смерти. Поэтому мои глаза наполнились слезами, но я сдержал себя. Но моя тетя Зайнаб (мир ей), которая сидела на краю кровати и услышала эти стихи, как только люди разошлись, она сказала так: «О, горе мне! Лучше бы я умерла и не видела этого дня. О, память умерших! О, убежище оставшихся! Эти события оживили тяготы наших великих (моего отца Али, моей матери Захры (мир им) и моего брата Хасана)».

Имам (мир ему) утешил Зайнаб Кубру и посоветовал ей проявить терпение: «О, сестрица! Прояви терпение к судьбе Аллаха. Знай, что обитатели земли погибнут, и обитатели небес невечны. Кроме самости Всевышнего Аллаха, который создал своей мощью землю и воскресит людей, все остальные творения исчезнут.

И Он - Аллах, един. Мой отец, моя мать и мой брат Хасан (мир им) были лучше меня. Несмотря на это все они переселились в следующий мир.

О, сестрица! Умму Гульсум (мир ей), о, Фатима (мир ей), о, Рубаб! Когда я умру, не вздумайте разрывать ворот своих одежд, не расцарапывайте свои лица и не говорите слова, которые вам не пристали»[2].

Табари в своем «Тарих» так описывают события, которые происходили в ту ночь:

«Заболевший сын Хусейна (мир ему) Али (Зайнальабидин) рассказывает:

«Я сидел и было время ночного намаза. Моя тетя Зайнаб находилась рядом, ухаживала за мной во время болезни.

Отец покинул меня, пошел в свой шатер к своим сподвижникам. Рядом с ним был вольноотпущенник Абузара Гифари Хувайа. Он затачивал меч и выправлял кривизну.

Мой отец воскликнул: «О, время! Я устал от дружбы с тобой! Сколько людей, мечтавших о твоем утре и вечере, ушли и умерли. И само время не насытиться, забирая хороших и благочестивых людей. Дела меняет только Великий (Джалиль) Аллах. Каждая живая душа отправится в путь и уйдет в другой мир».

Когда мой отец повторил это несколько раз, то я понял, что он хочет сказать этим. Я начал рыдать. Я сдержал слезы. Я предпочел не отдаваться в это и замолчать. Я понял, что на нас обрушилась беда.

Тетя Зайнаб услышала то, что слышал я. У женщины более тонкие душевные настройки, и она менее терпеливые, не могу удержать внутри свое горе, все переворачивают, рвут, открывают.

«Горе нам, потеряли мы его. Смерть, какая тебе разница, убей меня и сегодня заверши мою земную жизнь! Погибли все... и моя мать Фатима (мир ей), и мой отец Али (мир ему), и мой брат Хасан! Оставшиеся остались, оставшиеся остались!», - восклицала моя тетя.

«О, сестрица, пусть Сатана не лишит тебя благоразумия».

«Да будут моя отец и мать жертвой за тебя, о, Абу Абдуллах! Я хочу пожертвовать собой ради тебя».

Волнение вернулось, глаза налились слезами. «Может ты не будешь ночью кричать, может ты немного поспишь», - сказал ей отец.

«Горе мне! Значит тебя забрали, и ты ушел! Это разбило мое сердце. Это очень тяжело и сложно для меня», - воскликнула она и начала бить себя руками по лицу, рвать одежду. В результате она потеряет сознание и упадет спиной на землю.

Мой отец подошел к ней, когда она очнулась, то сказал ей: «Сестрица, побойся Аллаха! Как научил тебя Аллах, в случае горя следует отвечать на него словами: «Инна лиллахи ва инна илейхи раджиун» («от Аллаха пришли, к Аллаху вернемся».

Хорошо знай, что обитатели земли всего умирают, а обитатели небес остаются.

Все тленно, кроме самости одного и единого Аллаха, который создал своей мощью землю, воскресит свои творения после смерти.

Мой отец был лучше меня. И моя мать была лучше меня. И брат мой был выше меня.

Он сказал ей, что и для него, и для них, и для каждого мусульманина «в Посланнике Аллаха (С) есть прекрасный пример». После того, как он сказал эти слова и успокоил похожими словами, посоветовал ей проявить терпение. «Сестрица! Я клянусь тебе. Откажись от своей клятвы, когда я умру, то не рви на себе одежды из-за этого, не расцарапай лицо, не причитай из-за меня, прекрати уничтожать себя».

Он привел ее ко мне и посадил. Сам он ушел к своим сподвижникам. Он приказал приблизить шатры друг к другу, привязать их друг другу, чтобы была возможность встретить врага с одной стороны, оставив для этого выходы[3].

-2

НОЧЬ, ПРОВЕДЕННАЯ В ПОКЛОНЕНИИ

Хусейн (мир ему) и его близкие провели ночь в поклонении Аллаху. Они всю ночь совершали намаз, читали Коран и обращались с мольбами к Аллаху. 32 человека из армии Омара бин Са'да под воздействием происходящего перешли на сторону имама Хусейна (мир ему).

«Один из сподвижников пришел к Хусейну (мир ему) и сказал следующее: «Группа всадников отделилась от армии Ибн Са'да и наблюдает за нами».

В это время Хусейн (мир ему) прочитал следующие аяты:

«Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения. Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого»[4].

Один из всадников по имени Абдуллах бин Самир услышал этот аят и сказал: «Хвала Повелителю Каабы, мы пречистые, Аллах отделит нас от вас».

Будайр бин Худайр ему ответил так: «Эй, нечестивец! Это тебя Аллах сделал пречистым?»

«Позор тебе, ты кто?», - прозвучало в ответ.

«Я - Будайр бин Худайр».

Затем они оскорбляли друг друга.

Когда наступило время рассвета Хусейн (мир ему) немного поспал. Затем он встал и сказал: «Я увидел, что подвергся нападению стаи собак. Они попытались меня разорвать. Сильнее всего нападал пестрая собака. Мне кажется, что моим убийцей будет человек, подверженный ситцевой болезни»[5].

Про этот сон есть и другие предания:

«После этого сна я увидел Посланника Аллаха (С) с группой сподвижников. Он мне сказал следующее: "Ты - мученик этой уммы! Обитатели небес и самого высокого небосвода радуют друг друга твоим приходом. Разговение в эту ночь состоится рядом с нами, поторопись, не задерживайся. Один ангел спустился с небес, чтобы собрать твою кровь в зеленый сосуд. Ты увидел этот сон. Пришло время твоей мученической смерти, близко время твоего переселения из этого мира. В этом нет никакого сомнения»[6].

СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ

Слова, сказанные Посланником Аллаха (С), дедушкой имама Хусейна (мир ему), что "Ты - мученик этой общины", говорят о особом значении Кербелы.

Это обращение доказывает, почему мученически погиб Хусейн (мир ему) и что он достиг понимания и готовности к смерти, даже без намеков.

Имам (мир ему) пожертвовал собой ради мусульманской общины. Он пожертвовал собой, чтобы очистить мусульманскую общину от ошибок, ради того, чтобы они увидели истину. И его мученическая смерть станет спасением для уммы...

ПРИМЕР ДУШЕВНОГО СОСТОЯНИЯ СРЕДИ СПОДВИЖНИКОВ, НАХОДИВШИХСЯ В КЕРБЕЛЕ

В ту ночь один из сподвижников узнал, что его сын попал в плен к врагам. Тот человек произнес: «Я бы не хотел, чтобы такое произошло с моим сыном, пока я жив».

Имаму Хусейну (мир ему) сообщили о том, что пришла весть о том, что с тем человеком произошла такая-то ситуация. Имам (мир ему) сказал позвать его к себе. И он сказал так: "Твоего сына - юношу поймали, теперь кто-то должен пойти и спасти его. Нужно будет дать определенное количество денег подарков, чтобы вызволить его из плена».

В наличии были некоторое количество одежды и вещей, которые можно было обменять на деньги. Имам (мир ему) сказал ему: «Ты можешь взять эти вещи, обменять на деньги и затем отдав врагу, выпустить сына на свободу».

Как только имам (мир ему) закончил речь, тот сподвижник сказал так: "Если я сделаю такое дело, то пусть меня разорвут на части и съедят дикие хищники пустыни. Пусть мой сын и попал в плен, разве мой сын дороже вас?»[7].

В эту ночь, которая прошла в поклонении, покорности и поминании Аллаха, довод Имама по отношению к своим сподвижникам был завершен, стал полноценным. Теперь каждый действовал с сознанием, что завтра умрет мучеником.

-3

УТРО АШУРЫ

После ночи, проведенной в намазе, за чтение Корана и поминанием Аллаха, утром после намаза имам Хусейн (мир ему) обратился к общине, которая за ним совершила молитву:

«Всевышний Аллах сегодня одобрил мою и вашу смерть. В таком случае сопротивляйтесь, бейтесь против врага»[8].

Теперь стало ясно, что битва неизбежна, что отсрочка закончилась и армия строится в боевые порядки. В этот момент Имам Хусейн (мир ему) раскрыл ладони и обратился к своему Воспитателю:

«О, Аллах! При любом горе Ты - моя опора. При любой трудности Ты - моя надежда. Ты - моя защита и прибежище при каждой возникающей сложности.

Сколько было бед, которые приводили к слабости сердца, которые приводили людей к безвыходной ситуации и вызывало радостный шум среди врагов. Я отворачивался от других и обращался к Тебе, вверял себя Тебе, жаловался Тебе. И Ты же меня спас от этих бед, и Ты показал мне выход. Ты - покровитель милость, Ты - хозяин всякой красоты и Ты - тот, к кому обращаются со всеми просьбами»[9].

Он так обратился к своим сподвижникам, готовым к смерти: «О, обладатели щедрости! Будьте терпеливы, смерть не что иное, что проведет вас через страдания и трудности, это мост, который приведет вас на широкие пространства рая и вечных даров.

Кто из вас не хочет покинуть темницу и войти в дворцы? Между тем для ваших врагов смерть - это подобно переселению из дворцов в темницы и подвергнуться мучениям».

Мой отец передал от Посланника Аллаха (С) следующее: «Этот мир для верующего - темница, а для неверующего - рай. Смерть - это мост, который ведет верующих в рай, а неверующих в ад. Я не слышал лжи и не говорил лжи»[10].

АРМИИ СТРОЯТСЯ В БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ

После своего обращения к сподвижникам, которое произошло после утренней молитвы, имам Хусейн (мир ему) начал организовать линию обороны.

Зухайра бин Кайна он поставил руководить правым крылом, Хабиба бин Мазахира - левым, а знамя вручил своему брату Аббасу. Оставшихся своих домочадцев он собрал рядом с собой в центре.

Пока Имам проводил подготовку своего войска к битве, 11-тысячная армия Омара бин Са'да стал готовиться к атаке.

Имам Хусейн (мир ему), увидев эту картину, поднял ладони и обратился за помощью к Всевышнему Хаку: «О, Аллах! Я ищу прибежища у тебя от всякой скорби и горя, Ты - моя надежда от всякой трудности и тягот и ты - моя зашита от любого несчастья. Сколько есть горя и печали, которые приводят к слабости сердец, которые закрывают пути спасения, которые ведут к потере друзей и радуют врагов. Я потерял надежду в других и направился к Тебе, я жалуюсь Тебе»[11].

Положение армии под командованием Омара бин Са'да было следующим: «Все считали, что пролив кровь Хусейна (мир ему), они приблизятся к Аллаху»[12].

Пока обе стороны находились в последних приготовлениях, имам Хусейн (мир ему) вновь обратился с наставлением к нависшей над ним орде.

Он отдалился от своих шатров и приблизился к вражескому войску. Он верхом обратился к ним со следующим предупреждением: «О, люди! Послушайте меня. Не спешите начинать битву, пока не выслушаете мои наставления и советы и не узнаете причину, почему я пришел в эти земли.

Если вы примете мои доводы, подтвердите мои слова и отнесетесь ко мне милосердно, то обретете путь счастья, и не останется никакого повода для войны со мной.

Если же вы не примете мои доводы, то для того, чтобы ваши поступки не стали причиной для скорби и горя, то соберитесь вместе со своими товарищами и обдумайте и примите свое решение по отношению ко мне. И тогда не давайте мне передышки. Несомненно, мой помощник - Аллах, ниспославший Коран. И Он является помощником для благочестивых рабов»[13].

После этого имам Хусейн (мир ему) произнес хвалу Аллаху и слова благословения в адрес Посланника Аллаха (С). Он продолжил:

«Теперь изучите мой род и узнайте кто я? Разве я не сын приемника Пророка (С), первого человека, который подтвердил истинность того, что Посланник Аллаха (С) принес от Аллаха, сын первого верующего Али (мир ему)?

Разве не мой дядя Хамза является предводителем мучеников за веру? Разве вы не слышали, что Посланник Аллаха (С) сказал обо мне и моем брате: «Эти двое - предводители молодежи в раю»?

Если вы подтверждаете, что я говорю правду, что слова мои состоят из истины, то клянусь Аллахом, со дня, как я узнал, что Аллах ненавидит лжецов, то никогда не говорил неправду. Если же нет, и вы обвиняете меня во лжи, то среди вас есть те, кто скажут, если вы их спросите, что это правда. Этого вам недостаточно для того, чтобы удержаться от кровопролития?».

Затем имам Хусейн (мир ему) сказал им следующее:

«Если вы сомневаетесь в этом, то вы сомневаетесь в том, что я сын дочери достопочтенного Пророка (С)? Клянусь Аллахом, ни на востоке и ни на западе, ни среди вас, ни среди других общин нет сын дочери Пророка (С), помимо меня.

Позор вам! Я убил кого-то из вас, чтобы вы в ответ хотите убить меня? Или же я посягнул на имущество кого-то из вас? Или же я ранил кого-то из вас, и вы в отместку хотите пролить мою кровь».

Все хранили молчание. Затем он обратился с такими словами:

«Эй, Шабас бин Риб'и! Эй, Хаджджар бин Абджар! Эй, Кайс бин Аш'ас! Эй, Йазид бин Харис! Разве не вы были из тех, кто писал мне: «Плоды созрели, все стало зеленым вокруг. Приди к нам, и ты возглавишь армию, которая тебя ждет?».

Кайс бин Аш'ас ответил: «Мы не понимаем, о чем ты говоришь. Но прими покровительство сына твоего дяди».

Хусейн (мир ему) ему сказал так: «Нет, клянусь Аллахом, я не унижусь и не подам вам руку и не сбегу как раб».

Затем он продолжил: «О, рабы Аллаха! Несмотря на то, что вы бросили меня, то я ищу прибежища у моего и вашего Создателя. Я ищу прибежища у моего и вашего Создателя от угнетателей, которые не верят в Судный день и притворяются великими!»[14].

В некоторых трудах в связи с этой речью приводится и следующая глава:

«О, рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха, будьте осмотрительны в отношении этого мира. Если бы весь мир остался бы одному человеку или бы какой-то из людей остался бы там навечно, то пророки более достойны пребывать вечно, их воздержанность (рийазат) более предпочтительна и такое отношение они заслуживают больше других.

Всевышний Аллах создал этот мир бренным. Новое устаревает, дары исчезают, радость темнеет (превращается в скорбь и гость), этот мир - это неровная стоянка и временный дом. Таким образом, собирайте пропитание для следующего мира, самая лучшее пропитание - это воздержанность. Бойтесь Аллаха, обретете спасение.

О, люди! Всевышний Аллах сделал этот мир временным и тленным домом, состояния обитателей которого меняется. Обманывается тот, кто обманулся этим миром, несчастен тот, кто привязался к нему. В таком случае, берегитесь, пусть вас не обманет этот мир.

Подобно тому, как тот, кто вверил себя этому миру потеряет надежду, то надежды того, кто возжелал этот мира, окажутся тщетными. Я вижу, что вы собрались ради одного дела. Этим делом вы разгневали Аллаха. Аллах же отвернулся от вас своей милостью и сделал обязательным для вас мучения.

Какой прекрасный Создатель наш Создатель. Какие вы прекрасные рабы. Вы приняли и последовали приказу Аллаха и уверовали в Его посланника Мухаммада (С). Но затем вы напали с целью убить его внуков и Ахли Бейт.

Сатана вас окружил и взял в свои объятия. Таким образом, он заставил вас забыть поминание Всевышнего Аллаха. Пусть Аллах уничтожит вас и то, что вы желаете. Мы пришли от Аллаха и несомненно вернемся к нему". Затем имам (мир ему) сказал так: "Они те, кто после того, как уверовал, стал неверующим. Это народ угнетателей. Пусть Аллах отдалит от них свою милость»[15].

-4

СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ

Имам Хусейн (мир ему) не испугался на собранной против него армии, не отказался от своего решения восстать.

Однако, он обладал большим страхом перед Аллахом и сознанием предстоящего отчета, что чувствовал, что должен наставить солдат, которые собрались убить его и близких. В день Ашуры он многократно предупреждал воинов, несмотря на их намерение совершить великий грех и напасть на него.

После того, как армия подготовилась к битве, имам Хусейн (мир ему) обратился со второй проповедью. Прежде, чем произнести ее он потребовал замолчать вражеское войско и выслушать его. Однако, это ему не удалось. В это время он сказал следующее:

«Позор вам! Почему вы не замолчите и не послушаете меня? Между тем, я призываю вас к истинному пути. Кто последует за мной, тот из тех, кто обрел истинный путь. Кто же восстал против меня, тот погиб. Все вы противитесь моему приказу и не слушаете мои слова.

Да, Аллах Всевышний запечатал ваши сердца из-за полученных запретных подарков и запретной пищи, которой вы заполнили желудки. Позор вам, вы не умеете молчать и слушать?».

После этих слов воины стали друг друга осуждать словами: «Почему вы не замолчите и не выслушаете?». Установилась тишина и имам Хусейн (мир ему) продолжил говорить:

«О, община! Пусть Аллах вас уничтожит, наполнит ваши сердца скорбью! Когда вы были в растерянности, то вы с большим желанием позвали нас на помощь. Мы ответили согласием и быстро направились к вам с помощью. (Однако, вы) против нас обнажили мечи, вы направили на нас пламя огня смуты, который разожгли наши общие враги.

Вы выступили против своих друзей и стали защитой для врагов, которые не распространяли справедливость (которые не назначили ни одного человека ради вашей пользы) и от которых вы не можете ожидать ничего, кроме запретного из земного имущества и жизни в унижении, к которой вы устремились.

Немного успокойтесь. Горе вам! Вы покинули нас, посчитав презренным, даже не дождавшись, чтобы что-то произошло и не увидев ни одной нашей ошибки.

Когда наши мечи были в ножнах, сердца пребывали в покое, а дороги были в порядке (?), вы подобно саранче быстро накинулись на нас и подобно мухам осели на наших головах.

Да почернеют ваши лица! Несомненно, вы - идолы (тагут) этой общины, вы - самая последняя грязь толпы нечестивцев, которые отказались от Корана, вы - слизь Сатаны. Вы те, кто бежит на помощь тем, кто исказил Книгу, кто потушил Сунну, кто убил детей Пророка (С), кто прервал род приемников, кто примкнул к роду прелюбодеев, кто обижал верующих и кто был предводителем, усмехающимся и разрывающим Коран.

Сейчас вы доверились Ибн Харбу (сыну Муавии Йазиду) и его последователям и не помогаете нам. Клянусь Аллахом, вашими самыми явными качествами являются отказ в помощи и мошенничество; ваши жилы и корни взросли на этой основе, ваши суставы и тело стало наследство для них. Ваши сердца закрепились на этом порицаемой привычке, ваши сердца наполнились этими качествами.

Вы подобны испорченному плоду, который стал прекрасным явством для того, кто силой отобрал его или же плодом, который застрял в горле охранника сада.

Пусть будет проклятие Аллаха на тех, кто заключил договор и сделал поручителем Аллаха, а затем нарушил его! Клянусь Аллахом, вы - те люди. Знайте, что прелюбодей сын прелюбодея (Убайдуллах ибн Зийад) оставил нас между двух вещей 0 мечем и унижением. Унижение же далеко от нас...

Ни Аллах, ни Его Пророк, ни верующие не могут принять этого, ни пречистые матери, ни обладатели прекрасных душ не считают подобающим подчинение ничтожным людям и не предпочтут они убийство благородных из людей.

Знайте, что мой довод завершен и я выполнил свою обязанность и предупредил вас. Несмотря на то, что моя семья уменьшилась и что мне не помогают мои помощники, я продолжу идти к своей цели».

В это время имам (мир ему) прочел следующие стихи:

«Если мы победим врага, то они проиграли еще раньше.

Но если мы будем побеждены, то поистине также побеждены не мы.

Мы не знаем, что такое трусость, однако, с нами случилась череда событий,

Государство перешло в руки других.

Скажи тем, кто хочет надсмехаться над нами, придите в себя. Потому что тому, чему подверглись мы, подвергнутся и они.

Подобно тому, как смерть проведет через дверь верблюда одного, несомненно проведет и других через эту дверь».

Затем Имам (мир ему) сказал так:

«Знайте, клянусь Аллахом, после этой битвы вы какое-то время, равное моменту оседлания наездником верхового животного, будет радоваться (достигнете желаемого).

Между тем подобно тому, как крутиться мельница, эти события закружат вас и подобно колебанию оси повозки вас охватит, и вы будете подвергнуты этому. И это завещание было передано моим отцом Али (мир ему) от моего деда Посланника Аллаха (С)».

И имам Хусейн (мир ему) поднял руки к небу и произнес следующее проклятие армии Омара бин Са'да:

«О, Аллах! Не дай им ни капли дождя! Пошли им годы подобные годам Йусуфа (тяжелые и с засухой). Пошли на них юношу сакифийца (Мухтар или Хаджджадж), чтобы он накормил их досыта (чтобы они захлебнулись в крови) болью (унижением) и пусть он никого из них не оставит без наказания. Пусть убьет тех, кто убивал, пусть разрубит тех, кто рубли.

Пусть он отомстит за Ахли Бейт и любящих их!

Ибо они нас отвергли (не оказались помощь против наших врагов). О, Аллах! Ты наш Воспитатель, мы уповаем на Тебя. Несомненно, наше возвращение к Тебе»[16].

В этих условиях, когда в любой момент могла разразиться битва, своим проповедями он завершил свою миссию. Последнее, что он сказал армии Омара бин Са'да были слова: «Я ищу прибежище от угнетателей у моего и вашего Создателя»[17].

Эта последняя проповедь имама Хусейна (мир ему) и содержащиеся в ней предостережения очень важны для понимания того, во имя какой правды он сам и его сподвижники решили ценой своей жизни отстаивать истину и чем были силы заблуждения и зла, которым им противостояли.

[1] Усул-у Кафи, т. 1, с. 451

[2] Ансаб'ул Ашраф, т. 3. с. 185

[3] Табари, Тарих, т. 6, с. 239-240

[4] Ал-и Имран, 178-179

[5] А'йану'ш-Шиа, т. 1. с. 601

[6] Мактал-и Харазми, т. 1, с. 252

[7] Бихару'л-Анвар, т. 44, с. 394

[8] Ибн Кавлавайх, Исбат’ул Васиййат, с. 139

[9] аль-Иршад, т. 2, с. 96

[10] Балагат'ул Хусейн, с. 190

[11] Ибн Асир, аль-Камиль, т. 3, с. 287; Ибн Асакир, с. 211

[12] Бихару'л Анвар, т. 44, с. 298

[13] См. с некоторыми изменениями в Мактал-и Харазми, т.1, с. 253; Иршад-и Муфид, с. 234

[14] аль-Иршад, т. 2, с. 98

[15] Мактал-и Харазми, т. 1, с. 253

[16] Мактал-и Харазми, т. 2, с. 7-8

[17] И’ламу’л Вера, т. 1, с. 459

Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"