· Встреча имама Хусейна и Омара бин Са'да
· О встрече становится известно Ибн Зийаду
· День Тасуа (Ашура)
· Убайдуллах отправляет последний приказ Омару бин Са'ду
· Все вражеские командующие собираются в Кербеле
· Скрытые смыслы
· Сподвижники предпочитают быть убитыми защищая имама Хусейна (мир ему)
ВСТРЕЧА ИМАМА ХУСЕЙНА И ОМАРА БИН СА'ДА
Имам Хусейн (мир ему) несколько раз встречался с Омаром бин Са'дом[1]
Имам (мир ему) через Амра бин Курайза аль-Ансари предложил командующему встретиться, тот принял предложение. Во время этой ночной встречи имам Хусейн (мир ему) приказал никому не входить в шатер, кроме своего брата Абу'л-Фазла и сына Али Акбара.
Омар бин Са'д вошел в шатер только в сопровождении сына Хафса и личным рабом. Имам (мир ему) на этом собрании обратился к Ибн Са'ду со следующим словами:
«О, Ибн Са'д! Ты хочешь воевать со мной? Между тем, ты знаешь сыном кого я являюсь. Ты не боишься Аллаха, перед которым предстанешь? Ты не хочешь бросить этих (Бани Умайа) и быть вместе со мной? Этот поступок ближе к довольству Аллаха».
Омар бин Са'д в ответ сказал Имаму (мир ему): «Я боюсь, что в этой ситуации они разрушат мой дом».
- Я построю тебе дом на свои деньги, - скажет Имам.
- Я боюсь, что они разграбят мои сады и финиковые рощи, - ответит Омар.
- Я дам тебе в Хиджазе более прекрасные сады и финиковые рощи, чем твои сады в Куфе, - скажет Имам.
- Мои дети и семейство в Куфе, боюсь, что они убьют их, - скажет Омар.
Когда Имам (мир ему) поймет, что человек ищет пустые отговорки, он раскается и потеряет надежду на его возвращение. Он встанет и скажет ему такие слова:
«Почему ты настолько упорствуешь в покорности сатане? Пусть Аллах убьет тебя в постели, пусть в Судный день тебя не освободят от грехов. Что с тобой (привел столько отговорок и не принимаешь)?
Клянусь Аллахом, я надеюсь, что Аллах не даст тебе ничего, кроме небольшого количества иракской пшеницы (пусть Аллах в ближайшее время заберет твою жизнь)».
- Мне будет достаточно иракского ячменя, - усмехнулся Омар бин Са'д»[2].
О ВСТРЕЧЕ СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТНО ИБН ЗИЙАДУ
После встречи с Омаром бин Са'дом имам захотел вернуться обратно в Медину[3]. Когда до Ибн Зийада дошла весть об этом желании, он сделал вид, что готов отпустить Хусейна (мир ему). Он сказал: «Клянусь Аллахом, он не препятствует никакому из моих дел. Я думаю только о том, как открыть ему путь, дать ему свободу. Он может идти, куда хочет».
Однако, Шимр бин Зилджавшан сказал ему: «Если ты так сделаешь, если ты поступишь, как хочет твоя душа, оставишь его на свободе, то больше не сможешь его окружить, заставить дрожать»[4].
Поделившись мыслями с Убайдуллахом, Шимр одновременно с этим рассказал, что ночью Омар и Хусейн (мир ему) встретились и разговаривали на протяжении всей ночи[5].
Убайдуллах оказался под влиянием слов Шимра. Не понимания цели тайной встречи Омара и Имама (мир ему), он в итоге окончательно утвердился в своем решении в отношении имама Хусейна (мир ему).
Шимр сказал: «Пусть Хусейн (мир ему) и все, кто с ним сдадутся с условием подчинения твоей власти». Убайдуллах сказал, что Шимр предложил прекрасный вариант и решил воплотить эту идею[6].
ДЕНЬ ТАСУА (АШУРА)
День Тасуа - это день, который произошел за сутки до Ашуры, до трагедии в Кербеле. В этот день произошли важные изменения.
Имам Джафар сказал об этом дне следующее: «Тасуа - это день, когда началась блокада Хусейна (мир ему)»[7].
УБАЙДУЛЛАХ ОТПРАВЛЯЕТ ПОСЛЕДНИЙ ПРИКАЗ ОМАРУ БИН СА'ДУ
Свое решение Убайдуллах, которое он принял под влиянием Шимра, передал Омару бин Са'ду через Шимра бин Зильджавшана. И это произошло в 9-й день Мухаррама, то есть в день Тасуа. В своем письме он предложил имаму Хусейну (мир ему) и его сподвижникам принять его власть, если же они примут, то приказал доставить их к нему, если же нет, приказал воевать с ними.
Отдельно он обговорил с Шимром то, что если Омар подчинится приказам, то следовать за ним, если же откажется, то взять Шимру командование на себя, а Омара казнить и его голову прислать ему[8].
Есть суннитские источники, которые клятвенно сообщают, что в письме Убайдуллаха прозвучал приказ Омару убить Хусейна (мир ему) и в дальнейшем растоптать его тело копытами коней[9].
Несмотря на свое нежелание Омар бин Са'д принял решение исполнить этот приказ.
«Шимр бин Зилджавшан передал Омару бин Са'ду письмо Ибн Зийада:
Когда Омар бин Са'д прочитал письмо, то воскликнул: «Ах, пусть Аллах накажет тебя, пусть не даст вернуться тебе домой. Какую ужасную весть ты принес мне! Клянусь Аллахом, я думал то, что я написал ему, и ты с радостью примешь. Ты испортил дело, все перемешал! Мы надеялись на мир и перемирие. Клянусь Аллахом, Хусейн не сдастся, не подчинится! Человек зависит от отца, он тянет в сторону отца».
«Ты сообщи мне, что теперь будешь делать? Будешь исполнять приказ наместника или же убьешь его врагов? Если ты этого не сделаешь, то отойди в сторону от меня, армии и лагеря», - спросил Шимр.
«Нет, не бывать тому, чтобы отдать мое место тебе, не дождешься! Я сам решу этот вопрос», - был ответ.
«Мне быть рядом с тобой?», - спросил Шимр.
«Ты будь рядом с пехотой», - ответил Омар бин Са'д[10].
Когда Омар бин Са'д предложил имаму Хусейну (мир ему), написанное в письме, он конечно же дал резко отрицательный ответ, который и ожидал Убайдуллах[11].
ВСЕ ВРАЖЕСКИЕ КОМАНДУЮЩИЕ СОБИРАЮТСЯ В КЕРБЕЛЕ
Убайдуллах рассвирепел от отрицательного ответа имама Хусейна (мир ему) и со всеми людьми двинулся в Нихайлу[12].
Он приказал всем командирам собраться в Кербеле.
Он отправил на помощь Омару бин Са'ду Хусайна бин Нумайра, Хаджджара бин Абджара, Шаб'аса бин Риб'и, Шимра бин Зильджавшана.
Шаб'ас бин Риб'и хотел избежать похода в Кербелу, сославшись на болезнь.
Ибн Зийад заявил ему: «Ты придумал отговорку в виде болезни? Если ты подчиняешься нам, то иди и бейся с нашими врагами».
Шабас, услышав эти слова, собрался и отправился в Кербелу»[13].
Шимр бин Зилджавшан также не мог спокойно чувствовать себя на поле битвы.
У Али (мир ему) была супруга по имени Умму'л Банин. И четверо сыновей от этой жены погибли мученической смертью в Кербеле.
Али (мир ему) попросил брата Акиля найти ему супругу, которая возвысит его род и даст крепкое потомство. Акил же посоветовал ему женщину по имени Умму'л Банин. В результате замужества у нее родилось четверо сыновей. Аббас, Джафар, Осман и Али Акбар. Умму'л Банин же переводится как «Мать нескольких сыновей».
Шимр же был дядей сыновей от этой женщины. Он для них подготовил бумаги о неприкосновенности и в случае перехода к нему, он обещал им гарантию безопасности. Он хотел привлечь на свою сторону этих молодцов и таким образом расколоть ряды сторонников имама Хусейна (мир ему).
Однако, эти храбрецы не покинули своего старшего брата.
В день Тасуа имам Хусейн немного задремал перед своим шатром. В это время армия Омара бин Са'да приготовилась к атаке. Зайнаб (мир ей) увидела и издалека поняла, что к чему и пришла к своему брату, чтобы предупредить его.
«Зайнаб сказала: «Брат мой, враги приближаются к шатрам».
Имам (мир ему) поднял голову и сказал так: «Во сне я увидел своего деда Посланника Аллаха (С). Он мне сказал так: "Внук, в скором времени ты присоединишься ко мне». Затем он позвал брата Абу'л Фазла и повелел ему: «Мой брат, да пожертвую я ради тебя своей жизнью, садись на коня и поговори с ними, спроси, узнай, в чем их цель (от этих действий)».
Как и сказал Имам (мир ему), Абу'л Фазл вместе с отрядом из 20 человек (в их числе были Зухайр бин Кайн и Хабиб бин Мазахир) направился по направлению к врагу, расположился перед ними и спросил, в чем их цель.
Армия Омара бин Са'да в ответ на слова Абу'л Фазла заявила: «От повелителя (Ибн Зийад) пришел новый приказ, или вы присягнете или мы сейчас будем с вами воевать».
Абу'л Фазл пришел к имаму Хусейну (мир ему) и передал их слова.
Имам (мир ему) сказал Абу'л Фазлу следующее: «Иди и вернись к ним. Если сможешь, постарайся отсрочить войну на завтра (попроси отсрочку в одну ночь) и отгони их от нас на эту ночь (заставь отказаться от войны). И в эту ночь совершим молитвы (намаз) нашему Воспитателю, обратимся к нему с мольбой и попросим у него прощения. Потому что я очень люблю намаз, читать Коран, обращаться с мольбой и много просить о прощении»[14].
После некоторого спора среди воинов они приняли это предложение имама Хусейна (мир ему). То есть каравану дали отсрочку на следующего дня.
В тот же день во время послеполуденной молитвы имам Хусейн (мир ему) обратился с проповедью к своим соратникам:
«Я восхваляю Аллаха лучшим образом, благодарю его за спокойствие, ниспосланную милость вовремя трудностей.
О, Аллах! Хвала тебе за то, что ты решил и даровал нашей семье пророчество. Ты научил нас Корану, сделал нас сведущими (факих) в религии, дал нам уши (слышащие истину), глаза (видящие истину) и сердце, которое подтверждает истину и не сделал нас из многобожников.
(Хвала и восхваление Тебе, Аллах) я не знаю более благих и лучших сподвижников, чем мои сподвижники и не знаю домочадцев более преданных и благодарных, чем мой Ахли Бейт.
Мой дедушка Посланник Аллаха (С) дал мне знать, что меня призовут в Ирак и я буду мученически убит в Кербеле. И вот приблизилось время, когда исполнятся сказанные твои слова, время мученической смерти.
На мой взгляд, завтра день, когда мы встретимся с врагом.
Сейчас я вас освобождаю, вы свободны, я отменил вашу присягу. Пусть Аллах наградит вас добром. Воспользуйтесь темнотой этой ночи и возьмите за руку кого-то из моих домочадцев (Ахли Бейт) и разойдитесь по своим деревням и городам, спасайте себя от смерти. Потому что эти люди преследуют только меня. Если они захватят меня, то другие им не интересны, они отстанут от вас»[15].
СКРЫТЫЕ СМЫСЛЫ
Имам Хусейн (мир ему) на протяжении всего путешествия, до дня Тасуа многократно предупреждал свою семью и близких, что о предстоящей судьбе. Все его речи в день и ночь Тасуа были о том, что он отменил их присягу и предлагал покинуть его, чтобы не погибнуть.
Здесь есть важнейший момент. До последнего момента своей жизни Имам (мир ему) давал своим сподвижникам возможность уйти, чтобы, представ перед Аллахом, он мог сказать: «Я их предостерегал».
Несмотря на то, что эти люди, идущие на смерть, будут удостоены испить напиток мучеников, имам Хусейн (мир ему) старался избежать малейшего греха в отношении своих сподвижников. Поэтому он многократно предлагал своим сподвижникам покинуть его и предупреждал, чтобы они спасали себя.
Второй важный момент. Это то, что 72 человека решили защищать себя и Имама перед армией в десятки тысяч солдат.
Он хотел, чтобы из этого малого числа людей его сейчас покинули те, кто не помогут ему. От тех, кто не утвердился в отваге и решительности не было бы пользы на следующий день. По этой причине он настойчиво говорил всем: «вас убьют, уходите».
СПОДВИЖНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ БЫТЬ УБИТЫМИ ЗАЩИЩАЯ ИМАМА ХУСЕЙНА (МИР ЕМУ)
После того, как имам Хусейн (мир ему) сказал своим сподвижникам, что отменил их присягу и разрешил им уйти, первым слово взял Аббас бин Али: «Пусть Аллах не даст нам таких дней, чтобы мы оставили тебя одного и разошлись по своим городам».
Имам, посмотрев на детей Акиля, сказал: «Вам достаточно, что убили Муслима. Я же вас отпускаю, идите, не оставайтесь здесь».
«Хвала Аллаху (Субханаллах)! Что нам скажут люди? Что мы им ответим? Мы скажем, что оставили в одиночестве самого главного из нас, нашего господина, нашего дядю, и сына самого благого из всех дядьев? Скажем, что мы с ним вместе не выстрелили ни одной стрелы, не метнули ни одного копья, рядом с ним не обнажили ни одного меча? И теперь мы не знаем, что с ним происходит?
Нет! Клянемся Аллахом, мы не сделаем этого. Наоборот, мы пожертвуем ради тебя жизни, наше имущество и наши семьи. Мы будем биться рядом с тобой плечом к плечу, чтобы разделить твою судьбу. Пусть Аллах проклянет жизнь после тебя».
Затем встал Муслим бин Авсаджа ал-Асади и сказал: «Когда тебя окружили враги, мы тебя должны оставить одного? Какие отговорки мы представим Аллаху, когда придет время ответить за соблюдение твоих прав перед Аллахом?
Нет, пусть Аллах никогда не даст мне увидеть подобное. Я буду биться с ними своим копьем, пока оно не расщепиться в их груди. Пока в моих руках будет держаться эфес моего меча, то он обрушится на их тела, если же в моих руках не будет оружия, то тогда я в них буду метать камни. Я умру вместе с тобой, но не оставлю тебя в одиночестве».
Затем встал Саид бин Абдуллах аль-Ханафи и сказал так: «Нет! Клянусь Аллахом, о, сын Посланника Аллаха (С), мы тебя никогда не оставим. До тех пор, пока Всевышний Аллах не узнает, что мы следовали завещанию Его Посланника Мухаммада (С) в отношении тебя.
Клянусь Аллахом, если я буду знать, что меня убьют ради тебя, а затем воскресят, а затем меня бросят в огонь, а затем мой пепел развеян по воздуху и это повторят 70 раз, то я не покину тебя, пока смерть рядом с тобой не исчерпается.
Почему мы не должны совершить это самопожертвование? Разве меня не убьют один раз, а затем я удостоюсь вечной милости и благодати!».
Затем встал Зухайр бин Кайн и сказал так: «Клянусь Аллахом, о, сын Посланника Аллаха (С), я желаю, чтобы меня убили тысячу раз, чтобы защитить тебя, твоих братьев, твоих детей и семью».
Другие его товарищи также сказали похожие слова: «Да пожертвуем мы жизнью ради тебя! Мы будет защищать тебя своими руками и лицами.
Когда нас убьют перед твоими глазами, то тогда мы выполним данное нашего Создателю слово и выполним свои обязательства»[16].
После того, как имам Хусейн (мир ему) услышал доверительные слова от своих сподвижников, что они не оставят его в одиночестве, он начал рассказ о том, что их ждет завтра со следующих слов молитвы: «Пусть Аллах воздаст нам лучшей наградой».
Согласно передатчику Хараидж-и Раванди: «Имам (мир ему) убрал завесу с их глаз. Каждый из них наблюдал свое место в раю и подготовленные для них дары»[17].
Есть следующее предание от одного из сподвижников имама Хусейна (мир ему) Нафи бин Хилала о той ночи:
«После того, как Имам (мир ему) окинул взглядом окружавшую пустыню, он повернулся к шатрам и пошел к палатке Зайнаб Кубра. Я же нес дежурство снаружи шатра.
Зайнаб Кубра (мир ему) сказал: «О, мой брат! Ты испытал своих соратников? Ты проверил их намерения и стойкость? Будь осторожен, чтобы в трудную минуту не бросили тебя среди врагов в одиночестве».
Имам (мир ему) ответил Зайнаб следующее: «Да, клянусь Аллахом, я их испытал. Я увидел их храбрость и стойкость. Они привязались к мысли быть убитыми рядом со мной как младенец привязывается к груди матери»[18].
[1] Ибн Асир, Камиль, т. 4, с. 54-55
[2] Мактал-и Харазми, т. 1, с. 245
[3] Балазури, Ансаб, т.3, с. 390
[4] Захаби, Сийару А'лами'н-Нубала, т. 3, с. 202
[5] Ибн Касир, т. 8, с. 175
[6] Ибн Асир, т. 5, с. 55; Ибн Кутайба, Имама, т. 2, с. 6
[7] Нафасу'л Махмум, с. 225
[8] Ибн Касир, т. 8, с. 175
[9] Балазури, Ансаб, т.3, с. 391; Ибн Джаузи, т. 5, с. 337
[10] Табари, Тарих, т. 6, с. 235-237
[11] Ибн Кутайба, Имама, т. 2, с. 6; Ибн Абди Раббих, т. 4, с. 379
[12] Балазури, Ансаб, т.3, с. 387
[13] Ибн Абди Раббих, Икду'л Фарид, т.3, с. 217
[14] Ансаб'ул Ашраф, т. 3, с. 185
[15] Табари, т.7, с. 321-322; Мактал0и Харазми, т. 1, с. 246
[16] аль-Иршад, т.2, с. 93
[17] Мактал-и Мукаррам, с. 258
[18] Мактал-и Мукаррам, с. 262
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)",