Дети не читают (как следствие, взрослые – тоже). Мы догадываемся, что это плохо, но не знаем, как с этим справиться.
Как всегда, чтобы решить проблему, нужно ответить на вопрос ПОЧЕМУ?
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ?
Если найдём ответ, то сможем создать «таблетку».
Чтение как общение
Человеческое общение по большей части представляет собой обмен мыслями.
Неспособность обмениваться мыслями без вспомогательных средств побудила человека создать язык и письменность и уже с помощью языка и письменности организовать такой обмен.
Чтение как средство общения, по сути, есть воспроизведение авторской мысли, закодированной с помощью символов языка.
Автор любого текста фактически «заворачивает» свою мысль в слова в расчёте на то, что другой человек, прочитав слова, «развернёт» и воспроизведёт его мысль в своём разуме.
Точно то же самое происходит при разговоре, с той лишь разницей, что понять чужую мысль из устной речи значительно проще даже в отсутствие зрительного контакта с говорящим, потому что в устной речи больше выразительных средств по сравнению с письменной. Воспроизведение мысли из написанного требует большего умения и включения.
Воображаемые картинки
Получается, что в чтении присутствуют три составляющие:
- мысль, которую требуется передать посредством текста;
- автор, который «кодирует» эту мысль в текст с помощью языковых средств;
- читатель, который «извлекает» мысль из текста и помещает её в свой разум, делает её своей.
Сначала давайте определимся с тем, что такое мысль.
Сформировавшаяся (осознаваемая) мысль – это умственная картинка, созданная воображением в разуме человека. Она является отражением его текущего или прошлого опыта, от точного воспроизведения до полной фантазии. Именно эти картинки мы «просматриваем», когда видим сны.
В свете такого понимания мысли процесс чтения сводится к воспроизведению в разуме читателя умственных картинок автора текста. То есть, для понимания текста недостаточно лишь знать грамматику языка и правильно ставить ударение в словах. Нужно уметь извлекать из текста картинки. Для этого требуется хорошее воображение.
Почему часто бывает сложно понять научный текст? Потому что картинки учёного настолько абстрактны и язык настолько специальный, что вообразить его картинки неподготовленному человеку практически невозможно.
Текст юридического документа тоже нелегко понять, потому что он требует абсолютно точного и однозначного воспроизведения любым читателем.
Та самая «таблетка»
У каждого учителя есть свои примеры, когда школьник бодро и бегло читает текст, но совершенно не может воспроизвести его содержание. (Наверное, это лучше, чем когда ребёнок в восьмом классе читает по слогам, но результат одинаков).
Всё потому, что ребёнок «не извлекает» картинки из текста. Он не умеет этого делать, его разум не видит картинку. Поэтому он не может понять прочитанное. Чтение превращается в бессмысленное занятие. Как следствие - нежелание читать. ВОТ И ВСЯ ПРИЧИНА. Вот и главное ПОЧЕМУ.
Зная причину, с проблемой МОЖНО справиться.
Чтобы подружить школьника с книгой, необходимы всего два действия:
- Начать читать вместе с ним с САМЫХ ПРОСТЫХ текстов (уж точно не со сказок Пушкина и не с былин!) и научиться их понимать, используя второе действие.
- Рисовать картинки (не в разуме, на бумаге) к каждому прочитанному предложению, к каждому слову. Можно использовать готовые, но картинок должно быть в избытке.
И так всю начальную школу, медленно поднимая планку. По мере продвижения «бумажных» картинок должно становиться всё меньше и меньше. К завершению начальной школы ребёнок при чтении текста должен уметь свободно рисовать свои картинки в уме. Это умение является обязательным требованием для выпускника начальной школы.
У кого-то с рождения спортивное телосложение, а кому-то нужно приложить усилия, чтобы набрать форму. Кто-то сам к 12 месяцам разговаривает разборчиво, а кому-то и в школе нужен логопед для постановки правильного произношения.
Чтение – это обычный навык, который НАТРЕНИРОВЫВАЕТСЯ.
Как нельзя научиться плавать, не заходя в воду, так же нельзя научиться читать, не читая. Только делать это надо правильно. И единственный критерий правильности – сохранение у ребёнка желания читать. Поэтому проще всего учить ребёнка читать тогда, когда у него ещё есть это желание (а оно у всех врождённое). Если желание кончилось, то всё равно можно научить читать. Но только сначала нужно восстановить желание.
Как восстанавливать желание я уже писал раньше на Дзене.
Чтение и творчество
Есть ещё одна особенность чтения, которая менее очевидна, но чрезвычайно важна.
Мы уже выяснили, что ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это способность человека преобразовывать читаемый текст в мысленные образы. Это всегда ТВОРЧЕСКИЙ процесс, потому что читатель НЕ ВИДИТ умственные картинки автора. Читатель всегда создаёт собственную, УНИКАЛЬНУЮ картинку, которая НИКОГДА в точности не совпадёт с авторской. (Если читатель – обычный человек). В этом смысле читатель всегда является соавтором.
И здесь кроется, возможно, самая важная ценность чтения для школьника. Чтение не только тренирует способность школьника ПОНИМАТЬ мысль автора. Это ещё и тренировка способности разума ребёнка СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ умственные картинки, ГЕНЕРИРОВАТЬ МЫСЛЬ, вырабатывать новые идеи.
Поэтому для школьника замена чтения просмотром готовых картинок из Интернета пагубна. Она, вроде как, экономит время, избавляя ребёнка от необходимости создавать свои образы. Но в итоге мышление ученика не только не развивается, оно деградирует, становится клиповым.
Быть услышанным и понятым
Ещё один несомненный плюс, указывающий на важность для школьника самостоятельного чтения.
Обучаясь находить и понимать чужую мысль посредством чтения, школьник видит наглядный пример «упаковки» мысли в слова и предложения, а, значит, он одновременно обучается правильно «упаковывать» свои мысли, то есть говорить и писать так, чтобы доносить уже свои мысли до других. На языке школы это называется «обогащает словарный запас».
Процесс преобразования мыслей в письменную или устную речь (авторство) не менее интересен, чем чтение, но это уже выходит за рамки заявленной здесь темы.
Спасибо.