Найти тему
Строительный мир

Памятник Мировому страданию

Один из нереализованных масштабных проектов начала 20 века принадлежит известному скульптору Ивану Шадру. Он прославился благодаря изваянию рабочего с камнем в руках. Булыжник в качестве главного оружия пролетариата превратился в символ и крылатое выражение, занявшее свое место в истории страны.

Скульптура «Булыжник — оружие пролетариата» на Почтовой марке СССР, 1974
Скульптура «Булыжник — оружие пролетариата» на Почтовой марке СССР, 1974

Что же касается мемориала, то его идея зародилась намного раньше, чем произошли события, ставшие поводом для воплощения задумки в материале. Памятник Мировому страданию волновал Шадра много лет, он хотел воплотить в нем боль утрат и стремление к жизни; выразить свое видение и реализовать собственный потенциал.

Монумент мог стать венцом его творчества, но так и остался в виде эскиза, а улицы городов украшали девушки с веслами и пролетарии с булыжниками, хотя и в них виден большой талант скульптора. Мемориал Мировому страданию был источником вдохновения для художника много лет, он ездил по стране, читая лекции о будущем архитектурном ансамбле и мечтая о воплощении своего амбициозного замысла.

© Elena Uspenskaya / CC BY-SA 4.0 (Иван Шадр (слева) с художником Михаилом Успенским)
© Elena Uspenskaya / CC BY-SA 4.0 (Иван Шадр (слева) с художником Михаилом Успенским)

Биография скульптора богата на события; развитие его таланта происходило в трудные времена для всего мира и особенно для России. Страну лихорадило от последствий революции, и опасность подстерегала буквально на каждом шагу. Общество разделилось на два лагеря, и Шадр метался между ними, выполняя заказы как для красной, так и для белой стороны.

Удивительно, что подобное поведение не повлекло серьезных последствий. Видимо, крестьянское происхождение и талант выражать суть простого народа оказались важнее принципов новой власти. Именно Шадр создал серию скульптур, впоследствии украсивших новые денежные купюры своим изображением (так называемые «денежные мужики»: рабочий, крестьянин, сеятель и солдат красной армии).

4-й Стандартный выпуск почтовых марок РСФСР, 1923, 3,4 и 5 руб.
4-й Стандартный выпуск почтовых марок РСФСР, 1923, 3,4 и 5 руб.

По замыслу автора (как рассказывал сам Шадр в своих лекциях) мемориал задумывался как целый комплекс, состоящий из архитектурных и скульптурных элементов. Автор цитирует египетские, римские и византийские мотивы. Он обратил свое внимание на дохристианскую символику и наполнил монумент духовно-религиозным смыслом. Описание памятника давали современники скульптора, в частности Михаил Нестеров.

Мемориал представляет собой не просто надгробие, а целый мавзолей. Он выглядит как большой каменный двор, по периметру которого расположены обтесанные гранитные глыбы. С одной стороны находится такая же большая пирамида колоссальных размеров, она служит символом Голгофы (горы человеческих страданий, на которую мы все взбираемся в течение жизни). Стена пирамиды украшена символом древнего креста и фигурой Иова. На монументе расположены фразы религиозной тематики, обращения к Богу, цитаты из Библии.

© public domain (Проект памятника Мировому страданию)
© public domain (Проект памятника Мировому страданию)

С противоположной стороны находится вход в виде Ворот Вечности, изваянных из камня. Они выглядят как огромная стена из гранита, покрытая библейскими цитатами. Рядом с воротами стоит четыре огромных человеческих фигуры колоссальных размеров; они являются символами вечности, мудрости, рождения и мужества. Между ними находится узкий вход внутрь двора, усаженного пирамидальными тополями.

Внутри ограды устроено озеро Слез. Перед ним статуя из белоснежного мрамора (Милосердие) и тело молодого человека. Рядом скорбящая мать, еще трое детей разного возраста и фигура Смерти. По другую сторону зеркальная скульптура девушки-сестры умершего юноши и ряд колонн.

Зритель проходит сквозь мемориал и спускается в подземелье, где внезапно оказывается на пороге жизнерадостной и светлой часовни. По замыслу архитектора, проходящий сквозь мемориал должен ощутить разные чувства и проникнуться ими, от скорби до радости, потому что он «воскресает» и возвращается к воротам Вечной жизни.

© public domain (Проект памятника Мировому страданию)
© public domain (Проект памятника Мировому страданию)

Задуманный в 1915-ом мемориал нашел «свой повод» для воплощения год спустя. Этим поводом стали трагические события в Черном море. В марте 1916-го года немецкой субмариной было потоплено судно с госпиталем на борту, принадлежавшее России и Франции. В тот день погибло 115 человек. По этому поводу был объявлен конкурс на создание мемориала на Московском городском кладбище. Проект Шадра занял лидирующее место. На возведение было выделено 25 000 рублей.

Однако выделенной суммы оказалось недостаточно, а спустя год идея была признана несостоятельной в силу своей чрезмерной религиозности. Таким образом один из самых масштабных мемориалов талантливого скульптора так и не был воплощен в жизнь.

Читайте: Построено в Индии: самая высокая статуя на планете