Найти тему
Занудный балет

Большой балет набирает обороты

В субботу был показан второй выпуск четвертого сезона проекта "Большой балет", темой которого были па-де-де (адажио) из известных классических и неоклассических спектаклей.

Вновь хочется отметить странности формата: почему-то одни танцевали па-де-де целиком (т.е. полный набор: адажио, вариации, коду), а кто-то только адажио. Представляется, что для более объективной оценки все должны быть в равных условиях. Ведь вполне возможно, что те, кто станцевал лишь адажио, могли бы завалиться где-нибудь на вариациях или коде (как случилось с парой из Екатеринбурга). И наоборот: мы бы не увидели ошибок тех, кто неуверенно исполнил вариации и коду. Соответственно, это не может не влиять на оценки.

Остановлюсь на тех, кто зацепил.

Это, опять же, пара из Бурятии, Харука Ямада и Эрдем Сандаков. Точнее, не то, чтобы сильно прям зацепили, но интерес их номер вызвал однозначно. Это - па-де-де из балета "Талисман", но не то, которое мы привыкли видеть на разных гала и шоу. В Бурятском оперном театре поставлена своя версия балета с хореографией Алексея Мишутина (в сотрудничестве с Морихиро Иватой), стилизованная под Петипа (впервые балет поставлен в 1889 году и имел значительный успех). Конечно, выступление было не совсем уверенным, но, во-первых, это был их дебют, а во-вторых, как сказали сами танцовщики, им пока не у кого учиться его танцевать - они первопроходцы. Это уже смотря на них и подмечая их ошибки в дальнейшем будут разучивать это па-де-де другие. В общем, при первой возможности еду в Бурятию смотреть "Талисман"))

Па-де-де из балета "Талисман" в постановке Бурятского театра оперы и балета
Па-де-де из балета "Талисман" в постановке Бурятского театра оперы и балета

Необычно было смотреть па-де-де из "Щелкунчика" в исполнении саратовской пары - Кристины Кочетовой и Алексея Михеева (вне конкурса). Дело, конечно, в хореографии Кирилла Симонова - это что-то новенькое и своеобразное. Я бы сказал, что мне скорее понравилось.

По поводу шали, от появления которой в номере так недоумевал Денис Матвиенко. Шаль была в оригинальной хореографии "Щелкунчика", где па-де-де танцевали Фея Драже и Принц Коклюш, и которое ставил Лев Иванов. Смысл заключался в следующем: балерина становилась на эту шаль, которая покоилась на специальной небольшой платформе, которая начинала двигаться, а партнер тянул шаль. Создавалась иллюзия, что балерина, словно по волшебству, как будто скользит по сцене.

Варвара Никитина и Павел Гердт в "Щелкунчике", фото с шалью
Варвара Никитина и Павел Гердт в "Щелкунчике", фото с шалью

Видимо, Симонов решил отдать дань той незапамятной постановке. Но, как мне кажется, получилось не к селу, и использована шаль была совсем по-другому, нежели у Иванова.

Матвиенко, конечно, не обязан знать все, он ведь не историк балета, а практик. Но вот насторожило то, что сами ребята из Саратова не смогли объяснить, зачем в номере шаль. Получается, что они и сами не знают. Получается, в таком случае, что и им никто не объяснил, и они не понимают, что танцуют.

Что касается пары Мария Хорева/Владимир Шкляров то все понятно - это Мариинский театр. Пока они вне конкуренции (хотя мы в уме, конечно же, держим, что Шкляров не является оцениваемым участником), но я считаю, что пары из Красноярска и Воронежа могут навязать некое подобие борьбы. Речь именно о солистках.

Мария Хорева, "Баядерка"
Мария Хорева, "Баядерка"

Танцевала пара дуэт из картины "Теней" балета "Баядерка". Партия Никии Марии знакома - она уже танцевала ее в Мариинке. Хотя далеко не все балетоманы видят в ней Никию, считая, что нечем ей пока (имеется ввиду внутреннее наполнение: мол, не страдала пока, как следует, к своим юным годам) танцевать столь драматическую роль. Как мне показалось, Мария, несмотря на выданные ей авансы, серьезно работает над собой. Для меня было всегда очевидно, что пируэты и прыжки не являются ее сильной стороной, но есть ощущение, что она прибавила в этих составляющих. По крайней мере, диагональ гран па-де-ша она проскакала довольно бойко. На прошлой передаче кто-то из судей высказал ей за не очень энергичные шене - и вот, пожалуйста, с энергией на вращениях все было в порядке. Впрочем, способность быстро учиться и в кратчайший срок устранять недочеты отметил еще в прошлый раз Денис Матвиенко.

Понравились Марчелло Пелиццони и Анна Федосова (по моему личному она, как артистка, сильнее Марии Хоревой), хотя танцевали они лишь адажио (балет "Красный мак" в хореографии Владимира Васильева). Есть подозрение, что это уже если не обкатанный номер, то точно исполнявшийся ими в родном театре - спектакль входит в постоянный репертуар Красноярского оперного театра. У судей были претензии по поводу поддержек Марчело Пелиццони (при объявлении которого Ильдар Абдразаков не упускает возможность козырнуть своим итальянским произношением). Что ж, им видней.

Лично я бы посмотрел этот балет в Красноярском театре. Появилось такое желание. Думаю, это немаловажный следствие выступления пары. Даже сам Владимир Васильев, смотревший выпуск по ТВ, остался доволен, позвонив им и поздравив с выступлением. За Анну Федосову можно порадоваться - она достойно представляет пермскую школу балета в отсутствие представителей непосредственно из этого города. Она красивая, техничная, с прекрасными линиями. Возможно, что для себя я открою новую балерину после этого сезона.

Анна Федосова
Анна Федосова

Пара из Воронежа, исполнявшая "Па д`эскляв" из балета "Корсар", в целом понравилась, за некоторыми НО. Елизавету Корнееву жюри окрестило "французской балериной" имея ввиду некоторую холодность и отстраненность, присущую балеринам этой страны. Вот тут некая закавыка для меня. Смотришь некоторые элементы (например, тур-пике или шене) и понимаешь, что недостаточно в них энергии. То ли дело Майя Плисецкая делала! Ну или та же француженка Сильви Гиллем, у которой и отстраненность была, и энергия. А вот смотришь, например, на Людмилу Пальеро и не видишь той самой энергии. Но при этом и понимаешь - вроде и не в этом-то и дело... Французская школа, понимаете ли... И вроде есть что-то в этом. В общем, тут каждому свое.

Елизавета Корнеева
Елизавета Корнеева

Ну и по поводу ее партнера, Ивана Негробова. Как-то мне показалось, что обделила его природа прыжком. Было видно напряжение при подготовке к каждому дубль туру анлер, со-де-баскам и т.д. Отталкиваться он начинал уже развернувшись на 45 градусов минимум (в фигурном катании это именуется заморским термином "преротейшн"), докручивал прыжки уже на полу. Балет, конечно, это не ФК - оценку никто не снизит, но все же на эстетическое восприятие это влияет. Но это так, придирки. Не всем дано летать, как Сергею Полунину или Ивану Васильеву.

Ну и венчать выпуск должно было феерическое, по идее, па-де-де из балета "Дон Кихот". По идее - потому что феерии не получилось, было много технических ошибок, закончили ребята из Екатеринбурга за упокой. Солиста стало шатать на прыжках и пируэтах, партнерша в конце чуть не завалила фуэте - стало уходить куда-то в сторону правой нижней от нее кулисы. Хорошо, что не стала упорствовать в докручивании всех 32-х штук и вовремя остановилась, иначе, есть ощущение, могла бы вообще упасть.

Если в прошлой передаче пара из Екатеринбурга справилась с довольно сложным па-де-де из балета "Фестиваль цветов в Дженцано" в целом достойно, то в этот раз они были явно не в ногах. Кстати, еще в прошлой программе жюри отмечало тот факт, что Арсентий Лазарев сдал физически в конце. То же самое было и в этот раз, ведь начиналось все довольно неплохо. Довольно резок был в своих оценках Фарух Рузиматов, но это, во-первых, вполне в его духе, во-вторых, я надеюсь, что от такого "пропесочивания" у пары не опустятся руки, а наоборот - данные высказывания их взбодрят и дадут импульс к более собранной работе.

Кто понравился вам? Делитесь в комментариях.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.