Переходный период «расставания» начинается в тот момент, когда у вас сформировалось намерение сменить работу и заканчивается адаптацией на новом месте. То есть длиться он может от нескольких недель до нескольких месяцев. Чемоданное настроение, снижение энтузиазма («пофиг, мне с этим уже не работать»), сожаление об утраченном («жаль отдавать, я столько вложила в этот отдел»), воодушевление («оу, здесь в туалетах музыка играет, круто»), разочарование («а на прежнем месте время обеда не контролировали») - это далеко не полный перечень ощущений в этот период.
.
Кроме совершенно особенного психологического состояния здесь имеется свой перечень острых вопросов:
.
1. Скрывать или не скрывать поиск от работодателя? Если да – как?
2. А может вникуда уволиться? Вот сожгу мосты и будет больше мотивации и времени на поиск.
3. А если контроффер от текущего работодателя?
4. Как объяснить своему руководителю причину перехода, чтобы не спровоцировать негатив?
5. Пахать в период отработки или можно подрасслабиться, т.к. это самый бестолковый период? На что влияет качество передачи дел?
6. Как заручиться хорошими рекомендациями? Не навредят ли они мне?
.
Эти вопросы мы последовательно рассмотрим, сегодня обсудим,
.
СКРЫВАТЬ ИЛИ НЕ СКРЫВАТЬ. Мой опыт показывает, что скрывать обязательно. Всегда. Информировать только тогда, когда вы подписали оффер и написали заявление об увольнении.
.
Для самых ответственных, кому очень хочется быть порядочными и уведомить руководителя, «не подставить его» расскажу, что будет, когда вы раскроете карты заранее:
.
- Вас попросят обозначить временной лимит. В это время разместят вакансию на hh, будут оперативно собеседовать потенциальных преемников, может и выведут новичка параллельно с Вами на работу для более гладкой передачи дел. НО вы не знаете, как долго продлится ваш цикл поиска, удастся ли вам оперативно найти подходящий вариант. А если процесс затянется? На вас будет давить срок так, что, возможно, придется соглашаться на компромиссный вариант, либо уходить в никуда.
.
-Даже если у вас самый толерантный руководитель, отношение к Вам изменится. Новые проекты, поощрения, долгосрочные инициативы – все это пойдет мимо Вас. Зачем Вас мотивировать, если вы уходите? Смысл Вас развивать? Оплачивать вам тренинг, чтобы вы потом эти знания внедрили в другом месте? Щас. А Вам будет неприятно и обидно. Весь срок до окончания поиска на вас будут смотреть как на инородное тело в компании – а срок этот может быть долгим. Хотите узнать, что такое дискриминация – заранее сообщите о намерении сменить работу. Кто столкнулся, напишите, пожалуйста, с комментарии!
.
-Если рынок труда не оправдает ваших ожиданий, и вы передумаете уходить, не ждите, что руководитель обрадуется и со вздохом облегчения поставит вам новые задачи. Он же в курсе, что в вашей мотивации существенный провал, не просто же так вы решили работу менять. Это как ложки серебряные нашлись, а осадочек остался. И этот осадочек будет вам портить картину годами. На процессных бесперспективных должностях это особо не заметно, а для амбициозных и проактивных может стать настоящей проблемой.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПИТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННЫЙ И ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, НО НЕ ВО ВРЕД СЕБЕ:
1. Готовьте преемника внутри отдела, не в режиме «срочно-горим», а системно. Это длительный процесс и стандартная менеджерская задача, формализованная в развитых бизнесах.
2. Информация о вашей деятельности должна храниться системно и не в вашей голове – это отчеты, это качественное ведение базы и т.п. Тогда вас можно заменить без ущерба для бизнеса.
3. Если вас чрезвычайно сложно заменить – согласуйте не две недели отработки, а, допустим, месяц. Наниматели часто ждут, мы однажды полгода ждали одного из топов, который завершал свои обязательства на прежнем месте, это нормально. Подписали оффер, он понемногу входил в наш бизнес, формировал команду, параллельно там у себя рулил.
Конечно, это сложнее и скучнее, чем однократный «акт благородства», между рутинным системным трудом и «я мужественно и открыто им все сказал» многих тянет выбрать второе. Часть моей работы – поправить эту ситуацию. Чем меньше героического пожаротушения, тем лучше мы с вами живем.
КАК СКРЫВАТЬ:
1. Не болтать на эту тему с коллегами - половина успеха. С небольшой вероятностью ваше резюме «пропалят» на hh или по рынку пройдет слушок, что видели вас на ассессменте в другой компании. А коллеги доведут до сведения руководителя оперативно и без злого умыла. Обычно это «к слову приходится».
2. В настройках конфиденциальности резюме выбрать ограничения, если активно откликаетесь – можно закрыть от всех, кроме тех, кому вы направили отклик.
3. Чтобы не бегать по собеседованиям чересчур активно, есть смысл более тщательно вести предварительные телефонные переговоры, прояснять критичные для вас вещи. Отбирая только те вакансии, которые соответствуют вашим ключевым критериям при выборе нового места работы, вы не будете постоянно отпрашиваться с работы, т.к. их будет мало.
4. Пик активности в плане собеседований лучше запланировать на отпуск.
5. Осторожно с собеседованиями после окончания рабочего времени или в выходные дни – сейчас это вам удобно в плане конспирации, но вообще это яркий симптом переработок в компании. Присмотритесь, много ли народу в офисе.
6. Строгий костюм в пятницу, когда вы всегда приходите в джинсах вызовет вопросы.
7. Не смущайтесь, если рекрутер Вам звонит, когда рядом руководитель. Запишите номер мобильного и перезвоните потом, когда будет удобно. Может вам из школы позвонили или из банка. Даже если стало очевидно, что вам предложили рассмотреть вакансию, из этого не следует, что вы в активном поиске. Может вас хантят, просто расслабьтесь.
8. Редактировать резюме и искать вакансии не следует с рабочего компьютера. Это как руки мыть перед едой).
P.S. Психологически комфортнее бывает находиться в состоянии «диалога с рынком труда», а не «поиска работы». Почувствуйте эту разницу, она значительно снимает напряжение и чувство вины (если есть).