Рассказом о мостах Санкт-Петербурга сейчас никого не удивишь. Среди них десятки узнаваемых с ходу! Но мы сегодня о тех мостах, мимо которых (по которым) можно пройти и не узнать, что «это было чудо». Как говорили герои «Криминального чтива».
Прачечный мост
Автомобилистам он известен как мост, который на секунду дарит ощущение невесомости.
Соединяет набережную Кутузова и Дворцовую набережную у истока Фонтанки. Но нам Прачечный мост интересен тем, что ни много ни мало – это самый старый мост Санкт-Петербурга. К тому же это первый трехпролетный каменный мост в городе!
Построен в Екатерининские времена, около 1769 года. Неподалеку были царские прачечные, отсюда и название. Мост построили настолько основательно, что его не пришлось перестраивать. Лишь в 1920-е годы была проведена уникальная операция (с осушением русла!) по подведению под опоры моста нового бетонного основания. Такая операция прошла у нас впервые. Руководил работами выдающийся советский инженер-мостовик Борис Васильев.
2-й Инженерный мост
Переезжая на машине, его можно и не заметить. Если же идти пешком вдоль Фонтанки, то догадаться, что это мост, можно только с противоположного от Михайловского замка берега.
2-й Инженерный мост был переброшен через Воскресенский канал, который вместе с Церковным каналом (вдоль Садовой улицы) окружал Михайловский замок по первоначальному проекту и служил для защиты замка.
Воскресенский и Церковный канал позже за ненадобностью засыпали, но первый их них символически восстановили при недавней реконструкции замка. Как следствие «заиграл» красивый Трехчастный мост, переброшенный к входу в замок. При Павле I это был единственный мост через водную систему вокруг замка, а его разводная часть на ночь поднималась. Однако это не уберегло Павла I от покушения, поскольку среди заговорщиков оказалась и охрана императора.
Коломенский мост
Канал Грибоедова – самый богатый на мосты. Что не переправа, то легенда. Но если говорить о технических чудесах, то не проходите мимо Коломенского моста. Он расположился в створе улицы Володи Ермака.
Это единственный в России – мост из … алюминия. Цельносварная конструкция по проекту профессора ЛИСИ В.И. Крыжановского была закончена всего за один год и 30 сентября 1969 г. мост открыли для движения. Весит он немногим более 8 тонн, для такого сооружения – он практически невесомый.
Почтамтский мост
Этот мост подарит острые ощущения, поскольку он «гуляет» под ногами пешеходов. Официально Почтамтский мост считается «цепным». Хотя звенья цепи, которые поддерживают его пролет, совсем не похожи на те, к которым мы привыкли. Более того, это единственный цепной мост в Петербурге! Он сохранил свою первоначальную схему, хотя его ждала сложная судьба, неоднократные поломки и ремонты.
Мост с самого начала строился как висячий вместе со знаменитыми Пантелеймоновским и Египетским. В отличие от них, дошел до нашего времени, хотя многократно укрепляемый и реконструируемый. Скоро ему исполнится двести лет.
Путеводители указывают, что через канал Грибоедова переброшено еще два висячих моста: Банковский и Львиный. Но они висячие сейчас только внешне. Несущая конструкция у них балочная и эффект «гуляния» на них не почувствовать.
Большой Ильинский мост
По нему шоссе Революции пересекает реку Охта. Туристы сюда не забредают, да и прохожих здесь немного. И вряд ли кто-то из них испытывает гордость, что переходит через первый в России крупный железобетонный мост!
Построен Большой Ильинский мост по проекту Генриха Гиршсона, его фирмой «Железо-бетон» в 1912 году. Чуть раньше им были возведены «демо-версии» железобетонных арочных мостов для промышленной выставки на Крестовском острове, о них мы рассказывали в статье о мостах Обводного канала.
Да, пионерам всегда тяжело… Мост этот несколько раз пришлось ремонтировать из-за его разрушения, а также расширять. В итоге он получил очень интересную конфигурацию. На самом деле сегодня он состоит из двух не связанных между собой мостов! Один – «родной» железобетонный (ниже по течению), а второй – «поздний» металлический, построенный двадцать лет назад при капитальном ремонте моста. «Шов» между мостами проходит по разделительной полосе!
Итальянский мост
Мост переброшен через Канал Грибоедова между Невским проспектом и Спасом-на-Крови. находится от нас на полпути к Спасу-на-Крови. Построен после войны как однопролетный пешеходный мост со скрытыми теплофикационными трубами. Ничем не примечателен мост был и до революции – с виду обычный деревянный мост. А вот обстоятельства его постройки – яркая иллюстрация загадочной русской души, беспощадной в своей щедрости.
В 1896 году на месте яличного перевоза за свои деньги мост здесь построил инженер Колпицын, чтобы продемонстрировать новую технологию! На оригинальную деревянную конструкцию впервые были настелены ксилолитовые плиты – композитный материал из древесной стружки и цемента.
Вложил инженер в мост свою душу и еще 3,5 тыс. рублей. Затем что-то в душе Колпицына дрогнуло, и он попросил у городских властей взимать плату в 1 копейку за переход. Власти (по всей видимости сытно закусившие на торжественном открытии моста) в просьбе отказали. Тогда уж с отчаяния душа инженера Колпицына развернулась окончательно – и он подарил свой мост городу.
Зеленый мост
Его как раз трудно не пройти, гуляя по центру города. Переброшен через реку Мойку по оси Невского, он практически квадратный в плане.
Ширина Зеленого моста совпадает с длиной – около 40 метров. Это один из четырех так называемых цветных мостов. Если посмотреть вправо по ходу маршрута, то над Мойкой виден еще один цветной мост – Желтый (Певческий). Ниже по течению находятся Красный и Синий (самый широкий в Петербурге!) мосты.
Зеленый мост, построенный в 1719 году, был деревянным и подъемным – Мойка в то время служила естественной защитой центральной части молодого города. После очередной перестройки в 1735 году он был покрашен и назван Зеленым мостом. Название просуществовало недолго, с 1768 года появилось название «Полицейский».
В 1806 году мост стал первым в России чугунным мостом. Интересно, что впоследствии на нем применяли ряд инноваций, но внешнего вида он не менял. На нем расширяли тротуар и проезжую часть, укладывали первое в городе покрытие из асфальтовых кубиков в 1844 году. Затем укрепляли для трамвайного движения. А в начале 30-х годов даже уложили рубероид, чтобы защитить его мост от губительных блуждающих токов от трамвайных путей.
Кстати, это единственное место на Невском, откуда можно увидеть шпиль Петропавловской крепости!
Тройной мост
Название неофициальное, поскольку эта причудливая композиция состоит на самом деле из трех мостов в том месте, где из Мойки берет начало Канал Грибоедова. Эти три моста – Мало-Конюшенный, Театральный и «сухой» безымянный.
Предшественник Мало-Конюшенного моста в середине XIX века был разводной, деревянный. Разработчиками нового Мало-Конюшенного моста в 1829-1830 годах стали Василий Треттер и Егор Адам. Ими же был спроектирован соседний Театральный мост через канал Грибоедова, соединённый с Мало-Конюшенным ложной аркой. Говорят, это была идея Карла Росси с его «ансамблевым» мышлением.
Из-за этого вся композиция получила название Тройного моста. И хотя прохожим кажется, что кругом суша, Тройной мост соединяет три острова: Спасский, 1-й Адмиралтейский и Казанский.
Посмотрите с ракурса этой статьи наш небольшой фильм "было-стало".
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL