Две яркие рекламные ловушки, в которые я попала.
Реклама в лоб больше не работает.
Приходится идти на хитрости, чтобы заманить клиента. Вот некоторые продавцы и идут...
1.
- Теперь наносим крем... Текстура у него, как вы можете заметить... - Тома, визажист, красила меня уже минут 15, и всё это время комментировала, что она делает.
Я несколько раз прерывала её и смущенно поясняла, что в алгоритмах макияжа не разбираюсь и не планирую вникать (для меня это высшая математика, правда), поэтому ее мастер-класс как бы мимо.
Тома сказала: "Да ничего" и продолжила.
Я подумала, что она просто болтушка, любит разговаривать, но затрудняется с подбором тем, и попробовала поговорить о попугаях (в углу висела клетка), о татуировках (у нее - целых пять), о городе и о погоде.
На мои вопросы Тома отвечала односложно и неохотно, и снова начинала свою волынку:
- Переходим к румянам. Румяна у нас рассыпчатые...
Мне было скучно.
Если бы я хотела, я бы давно выучилась на мейкапера, но я не хочу, потому что мне не интересно копаться этой теме, вникать в миллион косметических нюансов, а в каждом городе есть человек, которому интересно.
И он тратит свое время на то, чтобы выучиться и постоянно совершенствовать свои знания, а я готова потратить свои деньги, чтобы меня накрасил именно он.
- Переходим к помадам. Сегодня для вас я выбрала стойкую, матовую... - Тома солирует, не умолкая.
Наконец, мы закончили. Я еле дождалась конца этой ненужной мне лекции. Перевела Томе ее гонорар.
- Ольга, вам нравится результат? - спросила она.
Я посмотрела на себя в зеркало.
- Да, вполне, - говорю. - Спасибо.
- Ольга, я представитель компании "...".
Вот вы заплатили мне сейчас деньги за один макияж, а если вы купите у меня набор косметики, которой я вам его делала - а я специально остановилась на каждой позиции - то выйдет практически та же сумма, только хватит ее на сотню макияжей. Прямо сейчас я предлагаю вас не просто набор косметики, а экономию в размере нескольких сот тысяч рублей. Плюс вот сам мой мастер-класс идёт в подарок...
А. Супер. То есть это еще и подарок был!
Почему-то вспомнила, как летом на днюхе с детьми играл унылый аниматор, а Дася потом пришел и уточнил: "Мам, а нам ещё долго его развлекать?"
То есть аниматор думал, что это он детей развлекает, а дети думали, что они его.
- О господи. Ну вот вы серьёзно? Тома, я же сразу сказала: мне не надо!
- Вам же понравилось.
- Мне понравился макияж, который делала не я. А мастер-класс не понравился. Точнее то, что мне он был не нужен, и вы мне его впарили принудительно.
- В чем проблема научиться краситься? Я даю вам удочку.
- А в чем проблема научиться слышать клиента? Не все хотят владеть этим мастерством. Я вот не хочу. Скучно мне.
- Но это экономия!
- Тома, - я уже злилась. - Не всё в этом мире меряется деньгами и возможностью сэкономить!
- Никто не хочет покупать! Меня штрафуют уже за плохие продажи... Косметика-то хорошая, почему никто не покупает? - вздыхает Тома.
- Потому что Ваши продажи слишком навязчивы... Как будто вам впарить важнее, чем оставить хорошее впечатление. Не надо так.
Так и расстались мы, недовольные друг другом. Макияж хороший, настроение плохое.
....
2.
Лето. Пляж.
На соседнем шезлонге мама Андрюши рассказывает мне, что мечтает сделать сыну комплекс китайских каких-то массажей и иголок, от которых улучшается речь.
Андрюша родился недоношенным, что-то там, в голове, недоформировалось, и он в свои шесть говорит совсем слабо и по необходимости. Массажи и иголки помогут ему говорить.
Но эти массажи и иголки - очень дорогие. Они с мужем из кожи вон лезут, чтобы заработать на них.
Мама Андрюши вызывает у меня уважение.
Я люблю таких... целеустремленных, тянусь к ним.
- А кем ты работаешь? - спрашивает мама Андрюши у меня, когда мы уже обменялись телефонами.
- Писателем. И блогером, - отвечаю я.
У нее загораются глаза:
- Ой, мне это так интересно...
"Наверное, хочет написать книгу", - думаю я. Многие хотят. И охотно рассказываю ей, что для этого надо.
- А как свой блог раскрутить?
Я рассказываю.
- Класс!
Несколько дней подряд мы по ее инициативе договаривались встретиться на пляже.
А то "никто не хочет играть с Андрюшей".
- На самом деле, Андрюша отлично коммуницирует, помогает себе и жестами и невербаликой. Это я не к тому, что "расслабься и не занимайся им", а к тому, что не нагнетай: вон дети все без предрассудков, все носятся, все отлично ладят... - говорю я маме.
- Неееее, дети злые, дразнят его... У нас в городе...
Мама рассказывает, что весь город смеётся над тем, что Андрей не выговаривает буквы, а скоро в школу, что бабушки и дедушки внуком не занимаются - болеют, что папу (мужа) сократили на работе, а иголки так нужны, так нужны прямо сейчас...
Я думала, это просто она мне о жизни рассказывает, делится своей болью.
А теперь понимаю: у рекламщиков есть такое слово "прогрев".
Ну, подготовка к покупке.
Меня прогрели до определенного уровня сочувствия, когда я уже не выдержала:
- Сколько стоят эти процедуры для Андрюши? Чем помочь?
И вот тут.
Оказалось, что мама - представитель компании "...", которая производит чудо-тряпочки, швабры и всякие средства, от которых мой дом будет блестеть.
Если я правда хочу помочь Андрюше, то могу прямо сейчас заказать у нее тряпочек на 35 тысяч. Тогда она перейдет на следующий уровень (там система поощрений), ее премируют, и этих денег хватит на первые процедуры.
Если же у меня нет 35 тысяч на тряпочки, то я могу вообще ничего не покупать, а просто отрекламировать эти тряпочки в блоге, и мои подписчики купят у нее тряпок на 35 тысяч сами.
И вообще, я могу сама стать представителем этой компании, продавать чудо-тряпки, и тогда мой доход будет вот такой: смотри, вот первый уровень, вот третий, а если я завербую в эту компанию еще продавцов, то за каждого я бонусом получу... Но если я решусь, то надо сказать, что я от нее, от этой мамы Андрюши...
- Уф. Прости, пожалуйста. Ваша компания адски навязчива. Я не пробовала ваши тряпочки из принципа: каждый день по несколько человек пишут мне шаблонные расчеты о том, как много я теряю, не являясь вашим представителем. Я уже бешусь от того, что в ответ на "хотите узнать подробнее?" я отвечаю "нет" и всё равно получаю развернутый ответ. Поэтому я очень зла на нее уже сейчас. Давай я просто подарю Андрюше пару процедур?
- Пара процедур - это ни о чем. Нужен курс. А на сколько ты можешь купить тряпочек? На какую сумму?
- Ни на какую. Не нужны мне тряпочки.
- У нас еще огромная линейка моющих...
- Мне не надо!
- Есть швабры. Если закажешь больше чем на ..., то доставка бесплатно.
- МНЕ НЕ НАДО.
- Ясно... Ты не хочешь помочь Андрюше....
Потом я улетела в Москву, и даже там меня догоняли письма в ватсап: "Эх, я почти набрала нужную сумму в этом периоде. Купи хоть тысяч на 5... Нет? Ну купи на сколько можешь... Андрюша уже лучше выговаривает окончания..."
....
Я постоянно попадаю вот в такие заманушки (я написала сначала "заманашки", и это даже больше подходит).
Если статья зайдёт, я потом еще напишу на эту тему.