Найти в Дзене

Преодоление страха выступлений

Страх публичных выступлений - проблема для многих. Но если для одних она не особо значима, то для других становится серьезным препятствием на пути, как минимум, к успешной карьере. Современные методы практической психотерапии позволяют избавиться от этой проблемы гораздо оперативнее, чем это представлялось возможным ранее.

Николай — молодой (30-ти лет) руководитель отдела в довольно крупной компании. Карьера идёт не плохо, но мешает неуверенность в отстаивании своих предложений, своей позиции на общих совещаниях, собраниях.
П (психолог) — Николай, что Вы чувствуете, когда стоите на собраниях перед коллегами и пытаетесь донести им свои предложения?
Н (Николай) — Я чувствую какой-то звон в голове, давление на тело с боков. Как бы говорю, слышу свою речь, но, как будто это и не я говорю. Любое замечание, возражение могут вогнать меня в ступор.
П — Припомните, когда в своей жизни Вы первый раз почувствовали такие ощущения в теле?
Н — Мне лет 15, я выступал в своей школе, на сцене и в какой-то момент сбился и не мог дальше играть. Опустил инструмент, стоял растерянный. Было очень стыдно.
П — Вот сейчас, когда снова переживаете это чувство стыда, какой образ первым приходит в голову?
Н — Родители, почему-то. Мама в первую очередь.
В ходе дальнейшей работы стало понятно, что мама Николая очень старалась ради него, но и всегда давала ему понять, что связывает с ним большие надежды. Чтобы получить мамины одобрение и любовь ему было необходимо оправдывать эти надежды. Мама его любила и любит и без всяких условий, но проявляла эти чувства понятным для ребенка образом, только когда он достигал успеха, оправдывал ее ожидания. После той в общем-то незначительной осечки публичные выступления стали вызывать у Николая чрезмерное волнение. В таком состоянии он мог легко сбиться и растеряться.
Когда мы с помощью приемов эмоционально-образной терапии (разработано Н.Д. Линде) добились осознания и принятия того факта, что мама и другие близкие вовсе не стыдятся его, если он допускает ошибки, но любят его также и готовы поддержать; что право на ошибку есть не только у других, но и у себя — его беспокойство по поводу таких ситуаций улеглось. Пропал звон в голове и дискомфорт в теле. Представив себя выступающим на совещании, он не почувствовал привычного страха.
Я не думаю, что здесь все проблемы удалось решить за один прием. Остаются дефицит уверенности в себе, недостаточная автономность от настойчивых маминых «советов» и другие моменты. Но тем не менее это очевидный прогресс!