Вальтер Беньямин создал одну из самых влиятельных концепций современного искусства. Жалко, что о нем мало кто знает. В своем новом подкасте я подробно о нем и его идеях рассказываю. Тут выложу небольшой кусочек текста.
Привет, друзья! Вы на канале "Не читай лежа". Каждый день мы делаем обзор на новую книгу. Сегодня поговорим про "Беньямин. Критическая жизнь" Ховарда Айленда и Майкла У. Дженнингса.
Подписывайтесь на нас, если еще этого не сделали, ставьте лайк этой статье и читайте дальше.
Идеи Беньямина крутятся вокруг таких понятий как "аура" и "средства технической репродукции". Под "аурой" произведения искусства не надо понимать нечто мистическое. Аура, как пишет Беньямин, это
"здесь и сейчас произведения искусства, его уникальное бытие в том месте, в котором оно находится".
Согласитесь, если раньше писали картину, то это была уникальная картина, она была в единственном экземпляре, находилась в конкретном месте.
Под средствами технической репродукции понимается как фотография, так и кино, а также звукозапись. Средства эти не только превратили в объект привычные произведения искусства (например, фотография картин), но и сами
"заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности".
Беньямина занимает вопрос, какое обратное воздействие оказали такие средства репродукции на традиционное искусство и как такие средства повлияли вообще на отношение к искусству, на способ его восприятия.
Во-первых, современная техника ведет к тому, что аура исчезает. О конкретной фотографии, о конкретном фильме уже нельзя сказать, что это нечто уникальное, в единственном экземпляре.
Тиражируемость уничтожила уникальность. Это приводит нас ко второй особенности – аура произведения заменяется экспозицией.
Ну а что там в третьих и четвертых - это можно узнать в поем подкасте: