Дизайнер из Санкт-Петербурга Александр Браулов создал серию вышивок с авангардными зданиями. В коллекцию вошли более 200 домов в стиле конструктивизма, вышитых гладью. Среди них есть и здания, построенные в Екатеринбурге. Это Белая башня, гостиница «Исеть», дом-улитка (детский сад Городка юстиции), Дом юстиции, «Динамо», Дом связи и другие. Overtime.life поговорил с Александром о ценности архитектуры русского авангарда, домах-вышивках и его любимых екатеринбургских зданиях.
— Красота архитектуры русского авангарда в России недооценена. При этом во всём мире её знают и ценят, специально приезжают в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, чтобы посмотреть на сохранившиеся здания в стиле конструктивизма. Как-то в Петербург приезжала Заха Хадид на вручение архитектурной премии. В свободное время она решила посмотреть не Зимний дворец, а башню Якова Чернихова (водонапорная башня — часть здания бывшего Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик». — Прим. ред.). Это единственное сохранившееся сооружение этого архитектора, которое сейчас, к сожалению, разрушается.
Детский сад Городка юстиции — «Дом-улитка» (С.Е. Захаров)
Наша проблема в том, что мы не ценим архитектуру авангарда. Не потому, что не хотим, а потому что не понимаем её значимости. Своими проектами я хочу попытаться это изменить. Показать людям, что архитектура авангарда — это то, чем мы можем сегодня гордиться — как космическими достижениями, например. В 20-30-е годы Россия была лидером в области архитектуры, теперь же у нас, в основном, занимаются копированием. А мне бы хотелось сохранить и передать архитектуру авангарда своим детям.
Дом связи (К.И. Соломонов, В.Д. Соколов)
Мы с женой занимаемся предметным дизайном и даже создали свою виртуальную фабрику — 52 Factory. Мы придумываем разные предметы — календари, органайзеры, вазы, игрушки, на которые нас вдохновляют, в том числе, архитектура русского авангарда. Например, вечный календарь (настольная модель мегаполиса, на которую нанесены числа. — Прим. ред.). Отправной точкой для него стали нереализованные проекты зодчих 1920-1930-ых годов, сейчас продается в магазине при Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке и его филиалах по всему миру.
«Вечный календарь» теперь можно купить в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке
Один из наших любимых предметов — органайзер-конструктор из прозрачного акрилового стекла. Для него мы использовали элементы 28 знаковых зданий архитектуры авангарда, построенных по проектам 47 архитекторов и инженеров в 12 российских городах. Среди них — дом «Уралоблсовета» Михаила Гинзбурга и «Белая башня» Моисея Рейшера.
Дом «Уралоблсовета» Михаила Гинзбурга стал прообразом для колбы органайзера-конструктора
В 2016 году я начал создавать серию вышивок с авангардными зданиями. Сейчас их около 200, из них не меньше 10 из Екатеринбурга. Для этой серии я брал те объекты, которые казались мне самыми интересными с точки зрения архитектуры. Также учитывал их значимость для каждого конкретного города и страны в целом.
К сожалению, я пока не был в Екатеринбурге. Мне кажется этот город удивительным, потому что здесь на муниципальном уровне продвигается идея, что архитектура 1920-1930-ых годов — это настоящее достояние. Это исключительная ситуация для нашей страны. Больше всего я люблю «Белую башню», гостиницу «Исеть», спорткомплекс «Динамо» и «дом-улитку» на улице Малышева.
Гостиница «Исеть» (И.П.Антонов, В.Д.Соколов, А.Н.Стельмащук, А.М.Тумбасов)
Время от времени меня просят сделать вышивку какого-нибудь здания на заказ. На прошлой неделе, например, одна работа улетела в Лондон. Ее заказал англичанин, который увлекается архитектурой авангарда. Сейчас пробую вышивать на одежде.
Дом физкультуры «Динамо» (В.Д. Соколов)
Все вышивки делаю, как правило, в одном стиле. Чаще всего они небольшие — 10 на 15 или 15 на 20 сантиметров. Самая крупная была 30 на 20. В последнее время я стал делать более детализированные работы. На одну вышивку может уходить пара дней или даже месяцев. При выборе цвета зданий я опираюсь на интуицию, иногда использую конкретные фотографии.
Дом юстиции (С.Е. Захаров)
В следующем году откроется выставка моих вышивок. 165 работ уехали в Москву в галерею на Шаболовке. На самом деле, экспозиция должна была открыться уже в этом месяце, но из-за пандемии все выставочные пространства и музеи закрыли, и выставку пришлось перенести. Среди работ будут и памятники конструктивизма из Екатеринбурга.
Автор: Ирина Варкентин. Фото: Александр Браулов, 52factory.ru. Видео: 52factory.ru. Главная картинка: Александра Водолажченко