предстала в романе "Гроздья гнева" Джона Стейнбека
Забудьте про Америку сериальную, слащавую и успешную. Хотите Америку настоящую – о ней писал Джон Стейнбек, лауреат Нобелевской и Пулицеровской премии.
На страницах книги США предстают кривым зеркалом СССР 1930х годов.⠀
Писатель ездил в места поселений обездоленных фермеров в Калифорнии в 1930е и вел подробные записи. Затем он совершил путешествие из Оклахомы в Калифорнию, имитируя путь массовых переселений фермеров.
Из-за мирового финансового кризиса фермеры не смогли выплачивать кредиты, их земли были изъяты, а они со своими семьями остались одновременно без домов и без работы. Тут же на полях появились трактора, и семьи стали осаждать трактористов, требуя, чтоб они убрались восвояси. Но трактористы - такие же обедневшие фермеры или просто голь, наемные работники, и им невозможно предъявить претензии. Все претензии - в банк. Фермеры, испокон веков привыкшие отстаивать свою землю в войнах с индейцами - с оружием в руках, чувствуют, как чешутся руки отстоять ее и в этот раз. Но как сражаться с банком?
Зато им тут же раздали волшебные листовки, где писали о чудо-крае Калифорнии, где каждому фермеру найдется работа.
Название романа метафорично и отражает его суть.
В Калифорнии бедные «оки» столкнулись с парадоксом: при их огромном потоке, в этом штате на плантациях не успевают собирать урожай, плоды гниют еще на ветках. И вот они смотрят на гроздья винограда, которые вот-вот поспеют, но их некому собрать… Эти гроздья вот-вот созреют, как и гроздья народного гнева.
В чем же «кривое зеркало»?
В первую очередь в том, что, в СССР в то же время крестьян загоняли в колхозы, предлагая вместе покупать и использовать технику, создавать МТС, чтобы повысить эффективность работы. И они опять-таки были не согласны и в большинстве своем были недовольны, забивали скот, чтобы вступать в колхозы ни с чем.
Здесь фермеры тоже недовольны. Им кажется, что государство должно было защитить их интересы. Они начинают узнавать про коммунистические идеи, главный герой становится красным.
И здесь же в США преследовали несогласных с текущим строем. Любое слово против ситуации в целом – недовольство тем, что умирают старики, дети, рождаются мертвые младенцы, в конце концов, просто тем, что нечем кормить детей (забудьте про такую роскошь как медицина или школы) – и человека клеймят «красным», арестовывают и дают срок.
Автор проникает в темные умы землепашцев, не преувеличивая их способности. Показывает, как медленно до них доходит суть происходящего. В романе есть место и психологизму, и образности, и ярким персонажам.
До какого-то логического завершения писатель не доводит роман
Фермеры не грезят о коллективизации и совместном владении крупной техникой. Они по-прежнему лишь считают, что все происходит не так, как должно, но как должно, не понимают. Как наши крестьяне считали, что им просто нужно было отдать всю барскую землю, и на этом оставить их в покое, не поднимая вопрос о технике (и с лошадьми хорошо землю пахать), так и местные фермеры, наверное, сочли бы, что самым справедливым было бы просто вернуть им землю (то бишь подарить). Очень хорошо видна бесперспективность такого мышления, дилемма - как научить фермеров новым принципам ведения хозяйства, когда они застряли в прошлом тысячелетии? То же верно и про наших крестьян.
К слову сказать, на данный момент фермеры США один из самых уязвимых слоев населения. У них как правило нет медицинской страховки, они частенько в 40 беззубые, едят много мучного (дешевой пищи) и выглядят соответствующе, как и их дети. Не имеют возможности путешествовать за пределы страны, покупать дорогие вещи и тд.