Единственный отрицательный персонаж фильма «Республика ШКИД», это конечно, великий ростовщик Слаенов, обокравший всю школы и «учредивший» в ней даже рабство. Собственно говоря, Слаенов и в оригинальной книге является единственным отрицательным персонажем. Как известно, Слаенов был свергнут и бежал из ШКИДы:
«Старшие в нижней уборной организовали митинг, где вынесли резолюцию: долги считать ликвидированными, рабство уничтоженным – и впредь больше не допускать подобных вещей.»
Вот только у «хлебного» славного дела Слаенова чуть позднее нашлись и удачливые последователи. В небольшой статье «Где вы, герои Республики ШКИД?» Л. Пантлеева, в частности читаем следующее:
«И совсем ничего не знаю я о судьбе Н. Победоносцева (Цыган), М. Ионова (Кальмот), Федотова (Мамочка), Володина (Воробей), Скорикова (Адмирал), Новалинского (Голый барин), Духова (Душка).»
Стоп, по первым шести именам вопросов нет, даже по такому редко упоминаемому в книге Тихикову-Адмиралу, но кто такой, черт побери, этот Душка? В основной книге его не было, но почему-то Пантелеев нашел нужным его вспомнить, не упомянув в данной статье ни Гогу, ни Кузю, скажем. Ну что же – Душка один из персонажей «Последней гимназии», и читая о нем, становиться понятно почему у Белых и Пантелеева Душки нет, его роль не коррелирует с «не допускать подобных вещей».
«Самым неприятным для Лепешина было присутствие в музее Душки. Этот красивенький и похожий на куклу шкидец с синими женственными глазами и нежным лицом, — "Херувимчик" и "Душка" по прозванью всех окрестных марух и торговок семечками, сердца которых он покорял одним взглядом, — был самым отвратительным из шкидских ростовщиков. Он осторожно и с чисто паучьей вежливостью опутывал своих должников, нагонял и выколачивал огромные проценты, действуя где сам, где через подставных лиц, не стесняясь пускать в ход и ругань, и кулаки, и фискальство…»
Интересный момент – «из шкидских ростовщиков», значит увы, не единственный. Далее описывается как замордованные первое и второе отделения подняли бунт, отлупили Душку и вывалили все в гневе ВикНикСору. Тот, ошарашенный (у вас же уже был Слаенов!!! Шо, опять?) назначает товарищеский суд на Душкой, но адвокатом ростовщика выступает Японец. Он запутывает суд и в конце концов помогает Душке сбежать из изолятора на волю. Странно, что именно о таком герое нашел нужным вспомнить Пантелеев, забыв о положительных товарищах…
Но еще до появления Душки на первых же страницах «Гимназии» выясняется, что ростовщичеством не брезговали и Ленька с Гришкой.
«Наряду с этим Гришка склонил Лёньку вступить в его предприятие, носившее громкое название «Шкидкино», где предполагался «прокат порнографических туманных картин собственного производства…». Предприятие оказалось выгодным. Друзья бойко заторговали, но зато много шкидцев уже через несколько дней были кругом в долгу у ловких предпринимателей…
Первым своим постановлением обновленный коллектив (Юнкома) прикрыл «Шкидкино», лавочку похабщины, которая окончательно превратилась теперь в гнездо вымогательства и ростовщичества.»
Вот тебе и борцуны за правду народную из фильма Полоки – «Громоносцев на роль старосты не подходит!». Справедливости ради, в «Республике» показано, что Янкель отнюдь не гнушается иметь хлебные «излишки». Но про истинную природу «Шкидкино» в соответствующей главе Белых с Пантелеевым деликатно умолчали. Там упоминается только одна платная неприличная «картина» «Пупкин - Дон Жуан», а оказывается, что проект изначально был «неприличным» и коммерческим.
Такое впечатление, Пантелеев надеялся, что «параллельная» книга про ШКИДу никогда не будет переиздана и станет доступной широкой общественности.
«Последняя гимназия» Ольховского (Саши Пыльникова) и бывшего первоотделенца Евграфова вообще крайне мрачная вещь…