Найти тему
Загадочный Север

Ёлгома. Пришел из Москвы, чтоб на болоте пустынь устроить

Долгое время единственными дорогами на Севере были реки. Освоение северных земель, торговые и военные экспедиции совершались по главным водным артериям: р. Онега, р. Северная Двина, соединяющие их реки Емца и Вага, а также реки Сухона, Пинега и Мезень. С 14 века появляются сухопутные дороги между рядом стоящими поселениями, а с 16 века вырастают пути, соединяющие разные северные регионы. Эти новые дороги зачастую проходили по мало или совсем незаселенным территориям. Вопрос об их содержании стал актуальным к концу 16 столетия. Одним из таких дорожных участков был путь от Каргополя до Шенкурска, который позже стали называть Шенкурским трактом.

Центром всех поселений по реке Онега и озера Лача был Каргополь. Он был не только административным и торговым центром, но и духовным. Спасо-Преображенский монастырь в г. Каргополе и Александро-Ошевенский монастырь (Каргопольский уезд) создали целую сеть малых монастырей и пустынь по всему Поонежью. Но монастырская колонизация не захватила восточную часть Каргопольского уезда. Примошье (озеро Моша и река Моша, правый приток р. Онега) было заселено во времена существования Мошинского волока (X – XIII века). С 14 века торговые пути изменили свое направление и эта часть уезда, в плане экономики, стала тупиковой. Монастырская колонизация 14-15 века шла по торговым дорогам и прошла мимо Примошья. С появлением направления на Шенкурск и Вельск это упущение было решено изменить.

Храмы и колокольня Елгомской пустыни Фото 1914г.
Храмы и колокольня Елгомской пустыни Фото 1914г.

Ёлгомская Богоявленская мужская пустынь основана на Ёлгомском озере (Няндомский район) строителем (настоятели малых обителей) старцем Тарасием Москвитиным. По преданию о почитании иконы Положение ризы Пресвятой Богородицы, которое было известно в 19 веке, говориться, что московскому старцу Тарасию явилась икона Божией Матери, которая и повелела идти в Ёлгому и построить в черном лесу монастырь. Легенда о явлении образа Богородицы или Троицы присутствует во многих житиях святых или в историях о возникновении новых обителей. Сейчас трудно отличить, где это исторический момент, а где благочестивое заимствование. Но остается фактом, что в начале 17 века старец Тарасий появляется в этом месте и строит первый храм в честь иконы Положение ризы Пресвятой Богородицы (1627г.), а также принимает в монастырскую братию иноков. Очевидно, что у старца были средства на обустройства нового монастыря. Ещё в конце 19 века на колокольне храмов бывшей Елгомской пустыни находились два колокола.  На них были надписи на латинском языке. На первом, весом в 1 пуд (16,38кг) написано: Abbas mihi nomen ivdoci dedit R D Cab argentear 1641 года. На втором, весом в 3 пуда (49,19 кг) - Anno 1631. Henrick Ter Horst me fecit Daventriae. Эта вторая надпись вероятно указывает на год строительства монастырских храмов – 1631 год, а переводиться - „Генрих Тер Горст (имя мастера) сделал меня (т. е. колокол), в Девентере (город в Голландии)“. Это говорит о том, что у строителя Тарасия Москвитина были средства на строительство монастыря и на заказ церковной утвари с голландскими колоколами. Также на колоколе была надпись и на русском -«радѣніемъ строителя старца Москвитина 1631 года».

Богоявленский храм 1643г.  Фото из книги Грабарь И.Э.                                                                           "История русского искусства." т.1 М 1910.
Богоявленский храм 1643г. Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.

Пустынь расположилась на заброшенных землях бывшей деревеньки, которых было много на Севере после событий Смутного времени. Основав монастырь, старец Тарасий пишет челобитные царю Михаилу Федоровичу о присоединении к обители новых земель и получает на это согласие. К 1640 году в обители решили построить два новых храма. Разрешение на новые храмы дал митрополит Сарский и Подонский Серапион (Сысоев) 30 марта 1642 года, который в период междупатриаршества с ноября 1640 года по март 1642 года возглавлял (управлял делами) Русскую Православную Церковь. Митрополичья грамота гласит: «...И по Государеву Цареву и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии указа аз смиренный преосвященный Серапион митрополит Сарский и Подонский меж патриаршества строителя старца Тарасия с братиею благословил ... в том лесу в Двинской десятине в Важском уезде на черном лесу в Елгомской пустыни на новом месте воздвигнуть новые храмы: во имя Живоначальной Троицы да в пределе святых мученик Бориса и Глеба, да другой храм во имя Богоявления Господня да в пределе Пречистыя Богородицы риз положения. А царския б двери в новые храмы и пределы были особно, не на одном брусу». Грамота тоже вызывает интерес. Она говорит, что решение принимал сам царь Михаил Федорович, а его указ выполняет не новгородский митрополит, т.к. эта территория в церковном отношении продолжала оставаться за Новгородом, а глава Русской Церкви. Такое непосредственное участие правителей Руси в устроении монастырей встречается и в других северных обителях данного исторического периода.

Ещё одной особенностью, которая говорит о появлении Елгомской пустыни, как об административном решении, является расположение обители. Она находится примерно на середине пути между Каргополем и Шенкурском, хоть и удалена в северном направлении от дороги. О таких административных монастырях 16-17 веков говорит историк И.К. Смолич. Начиная с середины 16 столетия, выстраивается новая система управления территориями, где монастыри имели большое значение. Отсюда, становится понятна благосклонность русских царей к новым обителям и всевозможная их поддержка. В этот период возникает большое количество северных монастырей, которые в большинстве были привязаны к торговым путям и административным дорогам.

Троицкий храм 1714г.  Фото из книги Грабарь И.Э.                                                                           "История русского искусства." т.1 М 1910.
Троицкий храм 1714г. Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.

К середине 40х годов 17 века были построены новые храмы Живоначальной Троицы (1644г.) и Богоявления Господня (1643г.). Богоявленский храм, построенный радением старца Тарасия, простоял до середины 20 века. Сама обитель существовала до 1764 года, когда была упразднена и превращена в приход. Интересно, что Ёлгомская Богоявленская пустынь стала единственной для территории, которая сейчас является Няндомским районом. Ни до Елгомской пустыни, ни после неё (вплоть до 1917 года) в Примошье монастырей не существовало, что не характерно для историко-культурных регионов Архангельской области.

Источник: К.А. Докучаев-Басков Подвижники и монастыри крайняго севера. Тип. Ф. Елеонского и К°, Санкт-Петербург. 1889

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации