Советы по написанию сценариев можно найти повсюду. Сегодня мы обратимся к одному из самых успешных голливудских дуэтов сценаристов и продюсеров комедийных фильмов, таких как "Superперцы", "Ананасовый экспресс", "Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски", "Зелёный шершень", "Интервью", "Полный расколбас", "Хорошие мальчики" и т. д.
Чему я научился из фильма Интервью // The Interview, 2014
Rolling Stone показал дуэт Сета Рогена и Эвана Голдберга в своём эксклюзивном видео на Youtube. Мы собрали лучшие цитаты из видео и шесть советов, чтобы вы могли применить их к своему письму.
Совет № 1: Найдите идею, которая вам нравится
“Возьмите идею, которая вам действительно нравится, потому что для написания фильма требуется много времени — и много энергии. Некоторые люди теряют интерес над своими собственными идеями только потому, что они медленно понимают, что она им не нравится [концепция] так сильно, как они надеялись.”
Вам нужна страсть, чтобы подпитывать вас. Написание сценария может быть сложным путешествием для большинства сценаристов. Вы будете постоянно бороться с самим собой, со своей неуверенностью и множеством препятствий на пути разработки сюжета и персонажей. И вам нужно будет научиться проталкивать себя через весь этот негатив, чтобы написать сценарий, которым вы сможете гордиться.
Страсть к концепции - это то, что поможет вам пережить эти трудные времена. Когда у вас есть концепция или идея, которую вам нужно вытащить из своей души на переместить страницу, тогда ничто не сможет вас остановить.
Когда сценаристы гоняются за тенденциями и пытаются выбрать концепции, на которые, по их мнению, откликнутся другие, страсти нет, и обычно это заканчивается либо тусклым сценарием, либо перегоранием на его написании. Выберите идею или концепцию, которые вам нравятся.
Совет № 2: идеи приходят отовсюду
"Идея может прийти откуда угодно и начаться как угодно. У нас было несколько фильмов, которые рождались из персонажей — были и другие фильмы, которые появились от сюжета. И уже тогда персонажи были созданы, чтобы соответствовать этому сюжету.”
Наиболее важными частями процесса написания являются концепция и развитие персонажа. Концепция - это всё. И иногда концепция рождается из определенного типа персонажа, в то время как в других случаях она основана на простой предпосылке.
Новички обычно выбирают первую пришедшую в голову идею. Избегайте этого любой ценой. Как уже упоминалось выше, вы хотите выбрать что-то, к чему у вас есть страсть Но вы также нужно сделать должную осмотрительность к процессу придумывания и разработки, ища идеи где только можно.
Задавайте себе вопросы типа “А что, если...”. Понаблюдайте за теми, кто вас окружает, и посмотрите, есть ли какие-то уникальные персонажи, которых вы хотели бы исследовать.
“Полный расколбас начался с названия”, - отметил Голдберг. И концепция и персонажи родились из названия. Лучшие идеи всегда вокруг вас — они могут прийти откуда угодно.
Совет № 3: любое сценарное правило может быть нарушено
"Любое правило можно нарушить. Это всего лишь основные принципы, которые вы можете просто разрушить, если наступит подходящий момент.”
Стандартное форматирование сценария - это единственное правило, которое большинство должно соблюдать. Но даже тут вы можете изменить эти правила с небольшим отклонением.
Помимо этого, рекомендации по истории, персонажам, структуре, подсчёту страниц, темпу и другие помогут вам рассказать свою кинематографическую историю самым убедительным, увлекательным, развлекательным и эмоциональным способом.
Ни один менеджер или агент не хочет рисковать с проектом, который уже был сделан. Самые успешные оригинальные сценарии - это те, которые нарушают предполагаемые правила и строгие рекомендации. Почему? Потому что они дают что-то новое и необычное, что вы редко можете увидеть в индустрии, которая всегда гонится за последними трендами.
Совет № 4: Сделайте себя зрителем
“Сделать себя зрителем очень важно.”
Когда вы смотрите на свой сценарий как зритель, который наблюдает за ним на большом или маленьком экране, вы получите представление о том, куда должна идти история и персонажи.
И когда вы пишете, вам нужно увидеть то, что вы описываете, прежде чем вы напечатаете хоть одно слово. Это визуальная среда. Чтобы передать свою историю кинематографически, вам нужно видеть идеальную визуальную картину и объяснить её через описание сцены и взаимодействие персонажей. Это изображение не должно быть слишком сложным, но оно должно содержать эмоциональное ядро - иначе вы просто даёте описания и указания вместо того, чтобы рассказывать историю.
Если вы сначала увидите свою историю и персонажей в качестве зрителя и снова и снова прокручиваете в голове эти действия, реакции, эмоции, сюжетные арки, повороты, настройки и выигрыши, вы увидите как фильм собирается воедино. Вы увидите возможности для введения тем, тона, атмосферы и развития персонажа.
Будьте зрителем, прежде чем стать писателем.
Совет № 5: держите историю простой
“Апокалипсис по-голивудски" простая история о парне, у которого есть новые друзья, а его старый приятель не общается с ними. И он просто очень хочет, чтобы все ладили, а они не могут. "Полный расколбас" о ком-то, кто отправляется в путешествие героя, чтобы помочь всем понять, что они живут во лжи. Это простые вещи, которые работают в простой драме — и они должны быть на своих местах, иначе ничего не получится.”
Фильмы, которые они упоминают, полны спецэффектов и анимационных действий, но истории относительно просты. Это основа вашего сценария. Когда вы убираете эффекты, шутки, взрывы, мелодраму и экшн, должна оставаться простая и ясная история, которую вы пытаетесь рассказать.
Определите это в своих концепциях и сценариях, и вы сможете работать вокруг этого ядра.
Совет № 6: Кто выигрывает спор в дуэте сценаристов?
"Один автор обычно чувствует себя намного сильнее, чем другой. Если мы будем расходиться во мнениях по какому-то вопросу, и один из нас будет уверен на 10 из 10, а другой - только на 2. То спор не займёт много времени. Как правило, человек, который сильнее переживает и заботится о сценарии - выиграет спор.”
Соавторство может быть сложным процессом для многих писателей, но это не всегда. Всё дело в том, чтобы давать, брать и делать то, что лучше для персонажей и истории. Если вы хотите сотрудничать с другим сценаристом, главное - иметь план и соглашение. Каждый человек должен знать, чего ожидать от другого, и наоборот.
И помните, что вы здесь с той же целью — рассказать великую историю.
Бонусный совет по работе над сценарием
Сет Роген говорил как сюжет и история служат друг другу.
Сюжет и История
"Тут скрывается главный обман для зрителя. Их заманивают сюжетом и дают им историю… сюжет - это то, что происходит, а история - это то, о чем она на самом деле. Сюжет должен быть тем, что кажется самым важным на первый взгляд, и история должна быть там, почти узнаваемой, но по мере того, как фильм продолжается, это соотношение должно измениться.”
Сюжеты помогают вам продать сценарий. Вы приносите хай-концепт сюжет продюсерам, чтобы они могли продать его своим боссам, инвесторам и дистрибьюторам, но вы вводите внутрь выдающуюся драму, сюжетные темы и персонажей. Они покупают хай-концепт, но с дополнительным бонусом в виде великолепного персонажа и эмоциональной истории—победа/победа для всех.
В чём разница между хай-концепт (high concept) и лоу-концепт (low concept) историями?
Мудрость от Сета Рогена и Эвана Голдберга
Научитесь рассказывать простую историю, начните с идей, которыми вы увлечены, изучите правила написания сценариев (чтобы вы знали, когда их нарушать). Именно так вы становитесь успешным сценаристом. Это и ещё много времени. Удачи!
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.