Выехав наверх после спуска на Яйлю, я остановился. Расстроил меня этот спуск, ну да ладно. Успокоился. Поехал дальше. Решил доехать до самых дальних уголков Турочакского района
Следующей остановкой запланировал с.Курмач-Байгол, а далее, если получиться, то и до с.Суранаш.
Вообще северные районы Алтая я посещал нечасто, в основном, проездом. Тайга вперемешку с горной местностью привлекала меня всегда.
Сейчас появилась возможность максимально далеко уехать, насколько позволит дорога, поэтому я тронулся в путь дальше.
Природа вокруг радовала. Красиво здесь летом наверное :
Тайга!.. Манящее слово. По Чуйскому тракту тоже достаточно леса, но там свой шарм, там совсем другая дорога, другие горы!..
А здесь я почувствовал себя по-настоящему в одиночестве-и это было приятно. Не мелькали автомобили, не звонил телефон.
Даже музыку выключил и потихоньку ехал вперед, оглядываясь по сторонам.
Проехал Бийку и повернул на Курмач-Байгол. Дорога хорошо расчищена, все белое, даже глазам больно:
Дорога пошла бодро. Я все углублялся дальше в лес. Не хотелось назад. Хотелось ехать бесконечно. Вскоре выехал на мост:
Река Клык. Вокруг тишина. Только слышно, что в лесу трещат ветки:
Я ехал и думал-после Курмач-Байгола пойдет зимник. А это значит, что он скорее всего стихийный, узкий и проходит по рекам и болотам. Не будет разъездов, разворотов. И если встретится авто-не разъехаться. И еще-если застряну, то кроме лопаты и троса у меня ничего нет. Нет связи. Ближайшее село-Курмач-Байгол.
Посмотрел на оставшееся топливо-еще полбака да и канистра 20 л в багажнике. Надеюсь хватит, поскольку заправок здесь нет. Старался гнать от себя плохие мысли.
Дорога мелькала. Затруднения движения не было-дорога круглогодичная, летом здесь гравийка. А вот до Суранаша летом дороги нет, только по реке Лебедь на лодках.
Иногда останавливался и снимал прямо из люка в машине-удобно:
Вскоре поднялся на перевал. По навигатору ехать до Байгола несколько километров. Передохнем.
С дороги заметно были чьи-то следы. Уходили в лес. Не мог определить, кому они принадлежали.
А вот и Курмач-Байгол!
Курмач-Байгол
Курмач-Байгол-переводится с тюркского языка как " поджаренная ячневая или овсяная крупа".
Находится на левом берегу реки Байгол (приток реки Лебедь).
Село небольшое-чуть более 200 человек. Здесь проживают одни из коренных малочисленных народов республики Алтай-это челканцы.
Я читал пару статей, что челканцы проживают в селах Курмач-Байгол, Суранаш, Майское, Чуйка, Бийка и других. Многие исследователи считают, что значительная часть челканцев проживает в населенных пунктах Артыбаш, Турочак и Иогач. На деле же все оказалось не совсем так. В столице района Турочак челканцев действительно много – почти 400 человек. А вот в таких крупных населенных пунктах, как Иогач и Артыбаш, живет всего десять челканцев.
В советское время было принято челканцев записывать алтайцами. Однако они не причисляли себя к алтайцам. Известно, что многие судились в судах о несоответствии своей национальности, которая записана в паспорте. Суды выигрывали, документы меняли. Какова же территория основного ареала расселения челканцев? Это поселки Турочак, Курмач-Байгол, Суранаш, Чуйка и Бийка. Что и не удивительно, все эти населенные пункты находятся на реке Лебедь или в ее бассейне. Иногда челканцев даже называли «лебединцы», то есть живущие на реке Лебедь.
..Я ехал по селу. Оказывается, тут хорошая новая школа! И это в деревне в 200 человек-радует:
Язык у них тоже свой-челканский. Мне не повезло встретить взрослых людей в селе. Хотелось узнать, что представляет из себя челканский язык и чем он отличается от алтайского. Народу что-то не было, только дети на улице. Лошади уходили в даль:
Я выехал за село, и передо мной раскинулось поле. Я понял, что попал на зимник. Зимник в тупиковое село Суранаш. На реку Лебедь в тайге.
Мне предстояло ехать по зимнику более 20 км через тайгу к Суранашу. Летом здесь дороги нет. Село, которое забыто. Где живут всего несколько человек...