Бытует мнение, что в кризисных ситуациях, к которым, безусловно, относится все, что происходит в мире на сегодняшний день, человек резко скатывается к подножью пирамиды Маслоу. Попросту говоря, людей начинает больше всего занимать вопрос, что есть, на что жить и даже – в тяжелых случаях – как бы вообще выжить. Стремление к общению, признанию и развитию не могут пробиться через стоящие особняком потребности в безопасности, еде, воде и крыше над головой. Так ли это, и у всех ли именно так?
Страх стирает внешний лоск
Когда у тебя все благополучно, квартира оплачена, дети сыты, работа стабильная, очень легко двигаться по пирамиде дальше: выстраивать отношения, расти как профессионал и личность, постоянно развиваться физически, эмоционально и духовно. Нынешний кризис, безусловно, пошатнул благосостояние многих людей, но так ли значительно, что перед ними возникает угроза голода?
В мире есть те, кто реально оказался на грани выживания. Как правило, это жители трущоб Африки, Азии и Латинской Америки, кто и до этого не мог похвастаться высоким уровнем дохода. Дела же жителей большинства стран не так уж и плохи. Да, многие остались без работы, но угроза голода в Европе, США и даже России совершенно лишена оснований. В этих странах любой человек сможет найти работу: да, это может быть низкоквалифицированный труд вроде санитара, уборщика или разнорабочего, но ведь под угрозой голодной смерти на что только не пойдешь, верно?
То есть опасность для жизни абсолютно иллюзорна в странах, подобно нашей. Почему же люди резко начинают высчитывать граммы гречки при варке, хотя еще вчера спокойно выкидывали чуть подгнивший авокадо? Все дело, конечно же, в страхе.
Наше подсознание живет с тем массивом информации, который был накоплен поколениями до нас. Сто лет назад на низкоквалифицированную работу стояла очередь, и остаться без оной и правда означало большую беду. Сегодня же это значит лишь то, что нам придется засунуть свой университетский диплом – нет, не туда, куда вы подумали, а всего лишь на полку – и пойти трудиться водителем автобуса или приемщицей в прачечную. Наш мозг воспринимает информацию так, как будто над нами нависла реальная угроза, но это неправда. Поэтому нет абсолютно никакого смысла скукожиться и влачить жалкое существование. Что же делать имеет смысл?
Кризис – время развития
Наступает самое лучшее время развиваться и расти. Да, кто спорит, это проще было делать, когда сзади не горели мосты, но тогда мозг предательски шептал: «давай лучше посмотрим сериал, успеешь еще записаться на курсы английского». Сейчас же наш лучший друг и одновременно злейший враг всего нового вопит в ужасе, и самое время направить его в нужное русло.
«Дорогой мозг, да, мы остались без работы, так что давай, наконец, приступим к изучению английского, чтобы после кризиса подать заявку в Google и начать зарабатывать в 5 раз больше, чем сейчас». Любой на месте мозга согласится, поверьте.
А если правда не на что жить?
Сейчас требуется много санитаров в инфекционные госпитали. Образования не надо, зарплата неплохая, работа сменная – будет время и деньги и на курсы английского, и на многое другое. Не нравится? Ищите другие варианты, они 100% есть.
Сейчас время возможностей, перемен, шансов, которых больше никогда может не быть. Происходит глобальная перестройка мира, и после ее окончания на коне будут именно те, кто успел приспособиться, измениться вместе с этим миром. Учитесь тому, чему давно хотели, займитесь тем, что откладывали из-за бытовых забот, попробуйте то, что боялись – все равно уже нечего терять! Факт в том, что ничего уже не вернется на круги своя, и именно сейчас жить с вершины пирамиды Маслоу – самое лучшее, что вы можете сделать. Самое же худшее – это запастить продуктами и смотреть целыми днями сериалы, надеясь, что вас не сократят на работе.
Не пытайтесь выжить. Живите. И развивайтесь. Другого пути нет.