Японские пограничники были очень удивлены, когда в июне 1938 к ним с советской стороны вышел высокопоставленный офицер НКВД с орденами на форме и документами удостоверяющими личность. Этим человеком оказался Генрих Люшков. Человек, который был одним из руководителей НКВД. И помогал фабриковать дела против политических противников Сталина.
Карьера Люшкова пошла в гору еще в годы Гражданской. Он был комиссаром Первой отдельной стрелковой бригады 14-ой ударной армии. Потом пошел "работать" в ЧК. В 1930-м был направлен в Германию с целью промышленного шпионажа. Докладывал лично Сталину.
Сталин был восхищен "работой" своего резидента и впоследствии доверил ему работу в секретном отделе ОГПУ. Теперь Люшков должен был бороться с врагами внутренними. Это те, кто не устраивал Сталина по тем или иным причинам.
В общем Люшков сфабриковал "Дело славистов", заговор против Сталина в Кремле, ну и дело Кирова. Расследуя причины Люшкову намекнули, что нужно связать Леонида Николаева (который ликвидировал Кирова) с "троцкистскими организациями", чтобы начать Большой террор.
Только вот начало этого Большого террора печально сказалось и на самом аппарате НКВД. Вскоре был репрессирован и непосредственный начальник Люшкова - Генрих Ягода и весь его управленческий аппарат. Самого Люшкова спасло лишь доверие Сталина. Он даже получил повышение до начальника управления Азово-Черноморского края.
Похоже Сталин больше доверял Люшкову, чем даже пришедшему на смену Ягоде Ежову:
Сталин поговорил с Люшковым в частном порядке, даже без Ежова в комнате. Во время этой беседы с глазу на глаз Сталин дал секретные инструкции Люшкову по чистке партийных, правительственных и военных чиновников на Дальнем Востоке.
Люшков по приказу Сталина начал фабриковать дела в промышленных масштабах. То тут, то там появлялись японские, английские, американские, немецкие и другие шпионы. И никого особо не волновало, что периодически шпионами становились то малограмотные крестьяне, то рабочие, а то и сами работники органов.
Вскоре Люшков принялся и за военных. Под его руководством было арестовано, как пишет исследователь его биографии Элвин Кукс (источник Сибирь.Реалии) -
во второй половине 1937 года и в 1938 году как антисоветские элементы были арестованы 1200 командиров и политических работников высшего и старшего звена, и приблизительно 3000 командиров и политработников среднего и младшего звена
Главной задачей при чистке в армии на Дальнем Востоке было уничтожить Блюхера. Причем не столько физически, сколько репутационно. Арестовать маршала можно было хоть сразу. Но его популярность в армии была слишком высока.
Люшков искал компромат на Блюхера, но не справился с задачей. Терпение Сталина и Ежова кончилось. Постановлением политбюро Люшкова снимают с должности и отзывают для работы в Центральный аппарат НКВД.
Люшков понимает, что если он сейчас вернется в центр, то будет немедленно арестован. Он срочно собрал жену и дочь, заявил всем ,что дочери нужна операция в Польше и отправил их в Москву с пересадкой на поезд в Польшу.
Сам отправился к границе с Маньчжурией, которая в тот момент была занята японскими войсками, и сказал, что ему нужно провести встречу с советским агентом.
Только вот объявился он лишь на пресс-конференции в Сеуле в июле 1938 года, где заявил:
Перед всем миром я могу удостоверить с полной ответственностью, что все эти мнимые заговоры никогда не существовали и все они были преднамеренно сфабрикованы...
Со всем прочим Люшков передал японцам секретные документы и рассказал важные сведения о группировке Советских войск на границе. Кстати, именно эти сведения породили версию, что Люшков в итоге не был перебежчиком, а продолжал выполнять задание Сталина.
Дело в том, что по всем переданным данным выходило, что советская группировка войск в регионе многократно превосходит японскую. И нападать на СССР в такой ситуации весьма опрометчиво.
Сам Люшков прожил в Японии до 1945 года. Его ликвидировала японская разведка, когда стало понятно, что Вторая мировая проиграна. Его жена и дочь до Польши так и не добрались. Жена получила 8 лет, как член семьи изменника Родины (при Сталине репрессировали не только "виновного", но и членов его семьи). Правда дело ее вскоре пересмотрели и заменили приговор на 5 лет ссылки (что тоже выставляется, как аргумент в защиту теории "двойного агента" Люшкова).
На самом деле был ли Люшков перебежчиком или продолжал работать на Сталина, не так уж важно. Этому человеку в любом случае нет никакого оправдания. Если он действительно "раскаялся", то произошло это лишь потому, что ему самому стала угрожать опасность. Но все это не отменяет то, что он совершил.
В конечном итоге ответственность должны понести все организаторы и исполнители "Большого террра". Начиная от Сталина и заканчивая рядовыми сотрудниками НКВД, которые "просто выполняли приказ". Без понимания и признания трудно будет двигаться дальше.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.