Есть в современной науке такое понятие, как "манифестационная идентичность". Через него обозначается одна из современных форм самоидентичности, заключающейся в презентации человеком самого себя окружающей публики. В ее основе лежит стремление самовыразиться, сакцентировав при этом на том, что человек считает важным в своем "я", в своем образе. Это, что говорится, выставление своей персоны на показ. Данная идентичность широко распространена среди молодежи и особенно среди приверженцев различных субкультур. В ход идут самые разнообразные способы и средства самоманифестации: одежда, атрибуты, жесты, тату, мэйк-ап и прочее. При этом могут использоваться как светские, так и религиозные атрибуты и символика. Если описывать психологический портрет таких людей, они как правило нарцистичны, эгоистичны, страдают завышенной или наоборот, заниженной самооценкой. Через самовыражение они стремятся компенсировать какую-либо свою скрытую слабость или наоборот, выразить свою фанатичную приверженность к какой-нибудь идее, канонам или социальной группе.
Использование невербальных средств выражения информации - распространенное явление с древних времён. Руки чаще всего использовались не только для дублирования вербальной речи, но и для создания смыслов, в том числе сакральных. Как тут не вспомнить крестное знамение христиан, развившееся из одноперстия. До сих пор эфиопы крестят свое чело одним большим пальцем (символ единобожия). Или например, мудры в буддизме, где комбинации пальцев могут быть совершенно различные.
Что же обозначает в нашем случае поднятый вверх указательный палец мусульман? Значение жеста указательного пальца очень разнообразно. В ораторском искусстве да и в повседневной речи он часто используется для акцентирования и привлечения внимания слушающей стороны. Этот жест распространен был в разных культурах. Еще древние греки до христианства этим жестом указывали на Олимп. Потом христиане указывали на небеса.
В исламе указательный перст, поднятый вверх, символизирует искреннюю преданность единому богу - Аллаху. Мусульмане разных мазхабов воспринимают этот жест как символ шахады, своего рода формулу исламской веры «Нет Бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, и Мухаммад – Пророк его».
Данный жест используется мусульманами во время намаза, при чтении молитвы ат-тахиат (тамаххуда).
Эта практика в разных мазхабах немного отличается вариациями, но суть одна. Ханбалиты, например, предпочитают поднимать палец всякий раз, когда упоминают Аллаха. Шафииты и ханафиты поднимают палец вверх лишь в одном случае – когда мусульманин произносит слова «нет бога, кроме Аллаха». При этом, смотреть на небо вверх не предписывается.
В рекомендациях к намазу также можно прочесть, что делать какие либо лишние движения пальцем нежелательно. А некоторые исламские ученые считают, что излишнее движение указательным пальцем может даже нарушить молитву, сделать ее недействительной. (Как все сложно с этим намазом, ну да ладно). Также в исламе есть предписания не использовать палец вверх вне молитвенной практики, например, во время приветствия, дабы не уподобляться иудеям и христианам.
Как бы там ни было, данный жест широко стал применяться в молодежной исламской среде. Он может быть запечатлен на фотографиях или приветственном видео, иногда может демонстрироваться спортсменами после победы на спортивных соревнованиях или на бойцовских рингах. Но главными популяризаторами данного жеста стали радикальные исламские группы, которые могут его демонстрировать одновременно с оружием в руках на фоне боевых действий и трупов врагов.
Что хотят сказать сами мусульмане, когда при нужном и ненужном случае подымают указательный палец? Что они приверженцы ислама, свое рвение в вере? Сообщить об этом всему миру, или что бог Аллах и он существует? Это всего лишь видимость проповедования, за которой скрывается обычный юношеский эгоцентризм, который не проходит у некоторых и к сорока годам. Вроде бы спортсмен, подымая палец вверх после победы, как бы адресует ее богу, как бы показывает, что не он главный в победе, а воля Аллаха была с ним. Но тот пафос с которым этот жест делается, возвращает его с небес, ставя в центр проводимого акта не Аллаха, а совершающего его "морализатора". Не знаю, видит сего сам спортсмен или нет, но он подчёркивает этим не волю божью, а самого себя, что он, а не соперник был достоин богоизъявления, особенно если тот немусульманин. Реклама бога перерастает в собственный пиар или своих мировоззренческих убеждений. Возникает вопрос, почему при поражениях мусульманские спортсмены не спешат поднять палец и восхвалить Аллаха, по радоваться за соперника?
Поэтому использование невербальных методов для передачи сакральных символов должно быть в уместных для этого ситуациях, в богослужениях, например. В этих же жестах нет скромности, даже той, к которой призывал Мухаммад. Сегодня это стало частью самоманифестации мусульман, персонального имиджа, коммерческих проектов, политических демонстраций силы, жест исламской шахады хорошо вписался в эти сферы.
Имеет это отношение к исламу? Только внешнее. Это касается не только ислама. Есть и православные, показушно носящие чётки, мантию, масса увлечённых индийской или буддистской эзотерикой не менее громко заявляют о своих достижениях. Но это не красит человека.
Ставьте мне мальчик вверх и пишите коменты👍👍