Найти тему
Чеслав Епимахов

Что можно увидеть на рыночной площади Кракова

Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента

Продолжая свою прогулку, я дошел до рыночной площади. Сразу почувствовал , что попал в центр туристической зоны города. Каких только вариантов потратить свои денежные накопления не предоставляет Рыночная площадь. Здесь и возможность прокатиться в красивом экипаже, запряженным парой красивых лошадей, и маленькие экскурсионные автобусы, и кинуть монетку живой скульптуре, и множество кафешек по периметру площади. Начнем с главного строения площади, являющегося визитной карточкой города, Мариацкого костела. Церковь Успения Пресвятой Девы Марии, в просторечии Мариацкий костёл — католическая церковь готической архитектуры, фасад которого состоит из двух высоких башен. Одна из них, высотой 80 метров, в средневековье считалась сторожевой.Мариацкий костел

Каждый час с этой башни трубач играет мелодию (хейнал), с XIV века означающую сигнал о пожаре или грозящем городу нападению врагов. Трубач и сейчас играет с этой башни каждый час. В этом же месте находится и смотровая площадка. Готические витражи собора считаются одними из ценнейших в Польше. В 1962 году костел получил титул малой базилики. Согласно информации с сайта краков.ру войти туристам в костел можно только через специальный вход и за деньги. Искал я этот вход долго, но так и не нашел, поэтому вошел в центральный вход вместе с местными прихожанами , сделал несколько кадров и получил вот такие фотографии. Далее обошел я костел с правой стороны и попал на небольшую Мариацкую площадь. На ней стоит фонтан с фигуркой, изображающей бедного студента — жака. Этот фонтан — подарок городу краковских ремесленников; поставлен в 1958 году. Фигура скопирована с алтаря Вита Ствоша.Мариацкая площадь с фонтаном

Надо сказать, что в средние века, здесь находилось церковное кладбище (как и положено при каждом костёле). И только когда в город пришли австрийцы — они решили "навести порядок" и убрать кладбище с центральной площади. В центре того кладбища находилась часовня, на месте которой потом был построен костёл Св. Барбары. Костел Св.Барбары

Войти в костел можно через центральный вход. В средние века Мариацкий костёл содержался за счёт пожертвований богатых горожан. Вавельский костёл был королевским, а здесь собирались богатые мещане. Среди богатых семей города было примерно поровну поляков и немцев, поэтому к концу XIV века службы в Мариацком костёле проходили на двух языках: польском и немецком. А затем и вовсе только на немецком, а службы на польском перенесли в соседний костёл Св. Барбары. Ситуация изменилась лишь в 1537 году когда краковское мещанство было "полонизировано". Проходила "полонизация" весьма своеобразно: богатые семьи были поставлены перед выбором — либо они начинают говорить по-польски, либо им в Кракове не место. Как видите, "волевые решения" — далеко не советское изобретение. :-) Таким образом, теперь уже службы на немецком языке были перенесены в соседний костёл Св. Барбары. Где иногда они проходят и по сей день. Легенда гласит, что костел Св. Барбары был построен из "излишков" материала, которые остались от строительства Мариацкого костёла. И даже строили его строители Мариацкого костёла в качестве "халтуры" в свободное время. Однако на самом деле этот костёл был построен в 1394-1399 годах. Около западного входа находится резной готический вертоград XV в. Внутри костёла находятся картины кисти Томазо Долабеллы, представляющие сцены из жизни св. Франциска Ксаверия, св. Франциска Борджиа и страдания св.Екатерины. Под костёлом похоронен ксёндз Якуб Вуек, переводчик Библии, умерший в 1597 г. Если обойти костел слева, то через симпатичный закоулок можно попасть на Малый Рынок. Появившийся уже в 1257 году, он изначально выполняло роль вспомогательного торжища в Кракове. Сперва здесь торговали исключительно мясом и знаменитыми краковскими колбасами, а с прошлого века — и овощами. Мостовая площади имеет небольшой уклон в южную сторону. С востока она замкнута рядом средневековых строений, с запада — зданиями, входящими в ансамбль костела Св. Барбары.Малый рынок

Летом краковский Малый Рынок превращается в небольшой кафетерий под открытым небом, с многочисленными столиками разноцветными зонтиками, где можно позволить себе небольшую паузу, не теряя при этом контакта с краковскими достопримечательностями. В холодную или дождливую погоду к услугам гостей города — рестораны, кафе и трактиры на первых этажах зданий. Возвращаемся обратно и Мариацкого костела встречаем вот эту женщину, все в белом. Это "Белая дама" не просто "живая фигура" — это персонаж краковской легенды. По преданию, встреча с приведением белой дамы сулит несчастье. Живое воплощение — более безобидно, единственная опасность, которая вас подстерегает — быть вымазанным белой краской. Как и подобает приведению, выбранную жертву (обычно это местные мальчишки) "белая дама" может преследовать довольно долго."Белая дама" не просто "живая фигура" — это персонаж краковской легенды

А далее перед нами памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу. В основании памятника — 4 аллегорические фигуры: в сторону ул. Sienna — Отчизна, ул. Florianska — наука, к Сукенницам — мужество, и к костёлу Св. Войчеха — поэзия. памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу

Памятник, который мы видим — копия. Когда город заняли немцы, то начали уничтожение польской культуры со сноса памятников великим полякам. Этот памятник снесли в 1940 году немцы снесли памятник; а восстановили его в 1955 году в сотую годовщину со дня смерти поэта. Сразу за памятником находится один из старейших памятников архитектуры Кракова — Сукенницы. Сукенницы

Название этого сооружения происходит от слова «сукно», т.к. эти ряды были построены специально для торговли этим товаром. Указ о строительстве данного сооружения был отдан королем Болеславом V Стыдливым в середине XIII в. Постройка представляла собой несколько суконных рядов, соединенных под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски). Говорят, что прообразами для маскаронов послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали). Современный облик Сукенницы приобрели 1879 году после реконструкции под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда к ним были пристроены аркадные ряды. Внутри Сукенниц сегодня располагаются сувенирные лавки, а на втором этаже находится экспозиция национального музея (открыта в 1879 году); вход в нее находятся справа от центральной арки со стороны Мариацкого костела. На дверях висит список всех музеев старого города с указанием адресов, режима работы и ценами билетов. Кроме сувенирных лавок на первом этаже в здании находится несколько кафе и ресторанов. В арке Сукенниц, выходящей к памятнику, висит нож. По легенде этим ножом зарезал своего брата один из строителей Мариацкого костёла (впрочем, я обещал не рассказывать здесь эту легенду). По другому преданию этим ножом ворам отрезали уши. Т.е. в первый раз отрезали волосы (в те времена волосы у мужчин были длинные, их не стригли почти налысо, как сейчас), и сразу было видно: кто без волос — тот вор. Ну а ели волосы уже были отрезаны — тогда уже отрезали уши. Самая необычная достопримечательность на Рыночной площади, которая немного диссонирует с окружающей архитектурой – это творение Игоря “Связанный Эрос” (Eros Bendato). Этот памятник представляет собой огромную голову в 3,7 м шириной и 2,25 м высотой. А рядом находится еще один самый узнаваемый объект города — Ратушная башня . Башня городской Ратуши

Горожане сравнивают ее с Пизанской башнью. Причина в наклоне башни. Хотя наклон составляет всего 55 см (если считать от основания), но из-за большой высоты (70 м), этот относительно небольшой наклон очень хорошо заметно и это и привлекает толпы туристов, желающих обязательно сфотографироваться на её фоне. Ходит много легенд, рассказывающих о таинственном наклоне Ратушной башни, однако единственным правильным объяснением является тот факт, что в 1703 году сильный ветер вызвал небольшое отклонение перпендикулярности башни. С тех пор угол наклона понемножку увеличивается. Сегодня в ней располагается отдел музея истории Кракова (открыт только летом), а в подвалах находится театральная сцена. Кроме того, на башню можно подняться, и полюбоваться городом с её выстоты. Поблизости от башни ратуши установлена памятная плита на месте, где 24 марта 1794 года принес присягу на верность народу предводитель народного восстания Тадеуш Костюшко. А в 1918 году, с обретением Польшей независимости, у подножья ратуши были сложены символы уходящей австрийской власти. Чуть дальше, за ратушей находится стеклянная копилка для сбора пожертвований — Skarbonka [скарбонка]. Это место также популярно у краковян как место встреч. Когда краковянин говорит о встрече "pod skarbonka" [под скарбонкон] — они имеет ввиду именно эту копилку. Но вернёмся снова на другую строну Сукенниц. Напротив ратуши вы видите низкое здание костёла Св. Войчеха . Здесь читал свои проповеди Св. Войчех.костёл Св. Войчеха

Это один из самых старых Краковских костелов, построенный в конце XI века. Сегодня основная его часть находится под землей, но когда-то он стоял нормально, так что вы можете представить себе высоту Рыночной площади в те времена. В XVII веке костёл получил барочный купол. В подземельях костела сейчас располагается экспозиция археологического музея, посвященная истории Рыночной площади. Экспозиция очень небольшая и особого интереса не вызывает. Дома по периметру площади осмотрим в следующей части.