Найти в Дзене

Загадка, посвященная министрам Николая I

«Что это ноне у нас за министры? Один – долгорукий, другой – безрукий, третий – на трех ногах, да еще с норовом, четвертый – близорукий, пятый имеет скверную мину, и в придачу всем – сын блудов, стоящий во главе министерства».
Осип Бодянский
Осип Бодянский

С этой загадки начинается дневник Осипа Максимовича Бодянского за 1853 год – год, ставший поворотным для России (начнется Крымская война, которая приведет к Великим реформам). Автор занятного дневника, профессор-филолог, преподавал в Московском Университете и находился в гуще общественной жизни, но придумал загадку не он.

Да и какая же это загадка? Тот, кто был в курсе новостей, прекрасно понимал, о ком идет речь.

«Один – долгорукий»
Князь Василий Андреевич Долгоруков, художник Георг Ботман
Князь Василий Андреевич Долгоруков, художник Георг Ботман

Князь Василий Андреевич Долгорукий (Долгоруков) с августа 1852 года занимал пост военного министра. Подаст в отставку после поражения в Крымской войне. Потом возглавит III отделение. Подаст в отставку, когда Каракозов выстрелит в Александра II.

«Другой – безрукий»
Дмитрий Гаврилович Бибиков, гравюра с портрета работы художника Петра Бореля
Дмитрий Гаврилович Бибиков, гравюра с портрета работы художника Петра Бореля

В возрасте двадцати лет Дмитрий Гаврилович Бибиков был тяжело ранен под Бородином в правую руку и грудь, а левая рука была оторвана ядром. Однако однорукий поручик выжил и через 40 лет вырос до однорукого министра внутренних дел (говорят, очень неплохого). Выйдет в отставку вскоре после смерти Николая I.

«Третий – на трех ногах, да еще с норовом»
Князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов
Князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов

Писатель и поэт князь Платон Александрович Ширинский-Шихматов с 1850 года был министром народного просвещения. Пришел на смену знаменитому графу Уварову (автору триады «Православие, Самодержавие, Народность»), уволенному Николаем I за либерализм. Новому министру принадлежит знаменитое высказывание:

«Польза от философии не доказана, а вред от нее возможен».

Умрет в мае 1853 года.

Наверное, Ширинский-Шихматов уже дышал на ладан, ибо вместе с министром назван и его товарищ – Авраам Сергеевич Норов (через четыре месяца займет министерскую должность). Норов – еще один ветеран 1812 года, однако в день Бородина ему оторвало ядром не руку, а ногу. Так что на умирающего министра народного просвещения и на его товарища приходилось ровно три ноги.

Авраам Сергеевич Норов, гравюра Петра Бореля с фотографии
Авраам Сергеевич Норов, гравюра Петра Бореля с фотографии

Норов был одним из самых ярких людей в правительстве Николая I – известный путешественник, писатель и библиофил. Когда-то я читал его воспоминания о 1812 годе: очень интересно. Кстати, он потом «Войну и мир» успел прочесть (и написал разгромную рецензию: мол, граф Толстой врет, и все было не так, я сам видел).

«Четвертый – близорукий»
Граф Виктор Никитич Панин, гравюра Ивана Матюшкина
Граф Виктор Никитич Панин, гравюра Ивана Матюшкина

Слабовидящим министром юстиции был граф Виктор Никитич Панин, который занял этот пост в 1841 году и будет его удерживать до 1862. Уйдет из-за несогласия с судебными реформами.

В очках его изображали даже на портретах.

«Пятый имеет скверную мину».
Граф Владимир Федорович Адлерберг, художник Франц Крюгер
Граф Владимир Федорович Адлерберг, художник Франц Крюгер

Еще один герой Бородина, граф Владимир Федорович Адлерберг, в 1852 занял пост министра императорского двора. Николай I любил его как брата. Сработается Адлерберг и с Александром II: он будет занимать министерскую должность до 1870 года и передаст ее сыну. Придворное хозяйство было велико, и чтобы управлять им, требовалось отдельное министерство. К компетенции этого министерства относился широкий круг вопросов – от удельных крестьян до российских орденов, от Эрмитажа до театров…

Бисмарк писал про Адлерберга в Петербурге:

«Самая светлая голова из тех, с кем мне там приходилось встречаться».

Любопытно, не правда ли?

Немолодой министр (когда Бодянский вел дневник, графу было больше 60 лет, а проживет он до 92) был знатным блудником. Самой известной из его метресс была «чухонская Аспазия» Мина Ивановна (Вильгельмина) Гуде. Автор остроты и назвал ее «скверной миной», которую имеет министр.

И в придачу всем – сын блудов, стоящий во главе министерства.
Граф Дмитрий Николаевич Блудов, литография А. Мюнстера
Граф Дмитрий Николаевич Блудов, литография А. Мюнстера

Этот пункт – самый загадочный из всех. Здесь есть намек, не до конца понятный для меня. Имеется в виду, очевидно, граф Дмитрий Николаевич Блудов, но никакого министерства в тот момент он не возглавлял. Блудов давно оставил пост министра внутренних дел, и в 1852 году стоял во главе II отделения Собственной Е.И.В. канцелярии (кодификация законов). Видимо, этот вельможа был настолько влиятелен, что его посчитали в числе министров.

Блудов был колоритной, интересной личностью. В молодости он основал знаменитое общество «Арзамас». И судил декабристов…

О тех, кто в список не вошел

Большая часть министров связана с этим списком, но есть и те, кто не вошел в него.

Граф Павел Дмитриевич Киселев
Граф Павел Дмитриевич Киселев

Граф Павел Дмитриевич Киселев, возможно, самый выдающийся из николаевских министров, руководил в 1837-1856 годах министерством государственных имуществ и провел знаменитую реформу управления государственными крестьянами.

Петр Федорович Брок в 1852-1858 годах был министром финансов (довольно дельным).

Наконец, министром иностранных дел и канцлером Российской империи был граф Карл Васильевич Нессельроде – политический долгожитель. Он управлял министерством с 1822 года и доуправлял до Парижского мира. Впрочем, главную ответственность за разжигание Крымской войны несет не он.

Граф Карл Васильевич Нессельроде в молодости, художник Томас Лоуренс
Граф Карл Васильевич Нессельроде в молодости, художник Томас Лоуренс

А вот и автор крамольной загадки, высмеивающей Николаевских министров: князь Александр Сергеевич Меншиков – предпоследний из потомков «полудержавного властелина» и сподвижника Петра I. Посмотрите, какой бравый генерал! (правда, он только в молодости был таким)

Князь Александр Сергеевич Меншиков, художник Джордж Доу
Князь Александр Сергеевич Меншиков, художник Джордж Доу

Морской министр с 1836 года. Таким образом, Александр Сергеевич смеялся над своими же коллегами. Нет, за руку его никто не ловил… но и Бодянский в дневнике пишет об авторстве Меншикова, и я его подозреваю. Уж очень это похоже на другие остроты князя. Впрочем, хорошо подвешенный язык – слишком мало, чтобы стать хорошим государственным деятелем…

Флот был, конечно, не готов к борьбе с флотами Англии и Франции – этой проблемы не решил бы ни один министр. Две ведущие промышленные державы двадцать лет вели гонку морских вооружений, готовились воевать друг с другом … а объявили войну другой стране. Понятно, у кого будет господство на море.

Однако Меншиков сумел «проявить» себя и как сухопутный «полководец» (во время войны), и как «дипломат» (до нее). Последняя роль, как мне кажется, была наиболее пагубной. Войны ведь можно было бы избежать: она не была нужна ни России, ни Турции.

Все мои статьи можно найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Государство – не я. Последние слова и смерть Людовика XIV

Как пропаганда губит императора (казус Наполеона III)

Пять спорных монархов в российской истории