Приветствую всех на своем канале. Я Ольга, логопед, и тут можно найти много полезного о развитии речи детей любого возраста. Со мной можно проконсультироваться по электронной почте ollivaria79@gmail.com , в комментариях вашего вопроса могу не заметить, а на письма всегда отвечаю.
Часто ко мне, как логопеду, обращаются родители с вопросами про совсем маленьких детей, до года. Ребенок молчит. Мало гулит. Не лепечет. Показываю на предметы - не смотрит. Улыбается цветку на моей футболке, но не улыбается МНЕ. Опасно ли, нормально ли, что делать?! Надо ли к специалисту, а какому, когда?!
Давайте разбираться. Улыбка - очень важный показатель. Улыбка бывает неосознанная, ее ещё называют "желудочная" - чаще всего она характерна для спящего младенца. Ребенок спит и очень светло улыбается чему-то во сне. Можно выдвигать разные версии ее появления, от прозаического сытого желудка, до возвышенных ангелов, во сне посещающих младенца. Для нас это неважно, эта улыбка диагностического значения не имеет. Вот первая осознанная - ещё как имеет.
Она возникает примерно в месячном возрасте, плюс-минус одна неделя, и имеет точного адресата - лицо человека. Пока что малышу не важно, лицо это мамино, или сантехника Жоры. Ему нравится лицо в принципе, и ему он улыбнется. Различать своих и чужих он научится позже. Возвращаясь к нашему цветку на футболке - нормально ли улыбаться ему? Ответ - нет. Нормально - лицу. Разовая акция в адрес цветка - не страшно. Если же ваш малыш упорно предпочитает предметы, а не живые лица - очень внимательно к нему присматривайтесь. И убирайте все, кроме лиц, из поля зрения. А вот себя, наоборот, добавьте.
Второй красный флажок на первом году жизни, на который надо обращать внимание - лепет. В отличие от гуления, которое одинаково у детей всех народов мира, и проявляется даже у глухих детей, лепет уже имеет национально-языковые особенности. И у глухих детей лепет отсутствует. О чем это нам говорит? О том, что лепет появляется на основе ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, и ИМИТАЦИИ.
Ребенку интересны люди, он хочет быть с ними заодно, хочет общаться. Он воспринимает их речь и пытается воспроизводить. А пытается воспроизводить - путем исключительно подражания. Соответственно, если в период 5-7 месяцев ребенок не лепечет или лепечет мало, мы уже можем предположить много чего.
Нарушения физического слуха, раз, слухового восприятия, два. Это две разные вещи, хотя и вытекающие одна из другой. Физический слух может быть сохранен, а восприятие - нет. Нарушение коммуникации, три. Характерно для детей с расстройствами аутистического спектра, либо детей, подвергшихся неблагоприятному воздействию окружающей среды и коммуницировать просто не научившихся. Нарушение имитации, четыре. Характерно для детей с теми же расстройствами аутистического спектра. Наконец, нарушение артикуляционной моторики или строения артикуляционного аппарата, пять. Языка может и в принципе не быть, тогда лепетать нечем, впрочем этот факт от внимания обычно не ускользает. А вот язык "колом", в сильнейшем тонусе, заметить не всегда легко, а вот лепету препятствовать он может .
Это была ваша Ольга, логопед, и ответы на вопрос "норма ли?". Ответ на вопрос "что делать?" - в следующем выпуске.