1. «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962
Первый полнометражный фильм Тарковского, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие награды на международных кинофестивалях, в том числе «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Лента рассказывает о судьбе совсем юного человека, чью судьбу необратимо меняет война.
2. «Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс, 1941
Дебют 25-летнего Орсона Уэллса, которому с самого начала съемок пришлось преодолевать сложности, связанные с тем, что прототип главного персонажа – медиамагнат Уильям Рэндольф Херст – категорически препятствовал проекту. Его газеты бойкотировали выход фильма, что не помешало ленте попасть в восемь номинаций на премию «Оскар» и получить статуэтку за лучший сценарий. Действие картины о жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна построено на принципе флешбэков и разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «розовый бутон».
3. «Ночь живых мертвецов», реж. Джордж Ромеро, 1968
Культовая лента Джорджа Ромеро, которую мастер ужасов снял в 28 лет, повествует об оживших мертвецах как о жизни среди зомбированного населения. Ромеро создал пять сиквелов собственного шедевра и скептически относится к нынешним зомби-хоррорам, ругая их за сходство с компьютерными играми, отсутствие настоящего саспенса и пренебрежение главным правилом «зомби не должны бегать».
4. «Мальтийский сокол», реж. Джон Хастон, 1941
Две группы международных авантюристов охотятся за скульптурной фигуркой птицы, которая была неким символом ордена тамплиеров. Мальтийскому соколу практически нет цены, поэтому борьба за него идет не на жизнь, а на смерть. Дебютную ленту Джона Хьюстона принято считать первым классическим фильмом направления нуар. Это третья по счёту и наиболее прославленная экранизация одноимённого романа Дэшила Хэмметта. Фильм сделал Хамфри Богарта звездой первой величины.
5. «На последнем дыхании», реж. Жан-Люк Годар, 1959
Дебютный полнометражный фильм Жана-Люка Годара стал символом нового французского кино и этапным для истории кинематографа примером смелой работы с киноязыком. «На последнем дыхании» - история молодого преступника Мишеля Пуакара, прожигающего жизнь и промышляющего кражей машин и обольщением дам. Вместе со своей возлюбленной Патрицией они воруют машины, прячутся от полиции, занимаясь любовью и разговаривая друг о друге, книгах и газетных утках.
6. «Бешеные псы», реж. Квентин Тарантино, 1992
Ни одна из более поздних работ не сравнится с сырой свежестью и яростью дебюта Тарантино, в котором умные и смешные диалоги и шокирующие сцены насилия совмещены так, будто до него никто не снимал кино. Сюжет картины завязан на ограблении, после которого преступники собираются на заброшенном складе и пытаются выяснить, кто их подставил. Фильм был удостоен восьми наград на международных кинофестивалях, причём большинство номинаций получил именно режиссер-дебютант.
7. «Просто кровь», реж. Джоэл и Итан Коэны, 1984
Криминальный триллер «Просто кровь» стал дебютом для нескольких, в будущем крупных фигур в мире кино. Во-первых, фильм представил миру режиссеров братьев Коэнов, а во-вторых, здесь исполнила первую серьезную роль актриса Фрэнсис МакДорманд. В центре сюжета взаимоотношения людей, ввязавшихся в любовный треугольник. Получив неопровержимые доказательства измены жены, Джулиан Марти всерьез задумывается о двойном убийстве и делится соображениями с хладнокровным сыщиком. Тот соглашается выполнить грязную работу, однако в результате его махинаций герои оказываются вовлеченными в кровавую историю.
8. «Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо, 1959
Во многом автобиографичный дебют Франсуа Трюффо - один из первых и ключевых фильмов французской новой волны. Названием картины послужило французское выражение, означающее, что на голову человека сыплются сплошные несчастья. Именно так происходит в жизни главного героя Антуана Дуанеля, хотя он храбрится и хулиганит, но понимает, что в этом мире за него некому вступиться.
9. «Секс, ложь и видео», реж. Стивен Содерберг, 1989
В самом конце 80-х главный приз Каннского кинофестиваля ушел 26-летнему дебютанту Стивену Содербергу за фильм такой эмоциональной зрелости, откровенности и силы, что именно с него принято вести отсчет начала расцвета независимого кино. В семью преуспевающего юриста Джона приезжает его университетский друг Грэм, мягкий и добрый, но по всем признакам человек непристроенный и несчастливый. Слегка неуравновешенная Энн, жена Джона, мучается от одиночества и непонимания. А сам Джон забавляется с Синтией, сестрой Энн. Но явление чужака открывает дорогу к правде и любви.
10. «Я убил свою маму», реж. Ксавье Долан, 2009
Сценарий своего дебютного фильма, частично списанный с собственной биографии, Долан написал в шестнадцать лет. Это история о молодом человеке, который переживает трудный период взросления, протекающий на фоне ухудшающихся отношений с матерью. В 21 год Долан закончил работу над картиной и представил её миру. Фильм был благосклонно принят критиками и завоевал Приз Regards Jeune на Каннском кинофестивале.
Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.