Найти в Дзене
Cinemagraphie

10 громких режиссерских дебютов

Оглавление

1. «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский, 1962

Первый полнометражный фильм Тарковского, который принёс ему всемирную известность и завоевал высокие награды на международных кинофестивалях, в том числе «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Лента рассказывает о судьбе совсем юного человека, чью судьбу необратимо меняет война.

2. «Гражданин Кейн», реж. Орсон Уэллс, 1941

-2

Дебют 25-летнего Орсона Уэллса, которому с самого начала съемок пришлось преодолевать сложности, связанные с тем, что прототип главного персонажа – медиамагнат Уильям Рэндольф Херст – категорически препятствовал проекту. Его газеты бойкотировали выход фильма, что не помешало ленте попасть в восемь номинаций на премию «Оскар» и получить статуэтку за лучший сценарий. Действие картины о жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна построено на принципе флешбэков и разворачивается на фоне журналистского расследования, которое ведёт репортёр, получивший задание выяснить историю предсмертного слова Кейна: «розовый бутон».

3. «Ночь живых мертвецов», реж. Джордж Ромеро, 1968

-3

Культовая лента Джорджа Ромеро, которую мастер ужасов снял в 28 лет, повествует об оживших мертвецах как о жизни среди зомбированного населения. Ромеро создал пять сиквелов собственного шедевра и скептически относится к нынешним зомби-хоррорам, ругая их за сходство с компьютерными играми, отсутствие настоящего саспенса и пренебрежение главным правилом «зомби не должны бегать».

4. «Мальтийский сокол», реж. Джон Хастон, 1941

-4

Две группы международных авантюристов охотятся за скульптурной фигуркой птицы, которая была неким символом ордена тамплиеров. Мальтийскому соколу практически нет цены, поэтому борьба за него идет не на жизнь, а на смерть. Дебютную ленту Джона Хьюстона принято считать первым классическим фильмом направления нуар. Это третья по счёту и наиболее прославленная экранизация одноимённого романа Дэшила Хэмметта. Фильм сделал Хамфри Богарта звездой первой величины.

5. «На последнем дыхании», реж. Жан-Люк Годар, 1959

-5

Дебютный полнометражный фильм Жана-Люка Годара стал символом нового французского кино и этапным для истории кинематографа примером смелой работы с киноязыком. «На последнем дыхании» - история молодого преступника Мишеля Пуакара, прожигающего жизнь и промышляющего кражей машин и обольщением дам. Вместе со своей возлюбленной Патрицией они воруют машины, прячутся от полиции, занимаясь любовью и разговаривая друг о друге, книгах и газетных утках.

6. «Бешеные псы», реж. Квентин Тарантино, 1992

-6

Ни одна из более поздних работ не сравнится с сырой свежестью и яростью дебюта Тарантино, в котором умные и смешные диалоги и шокирующие сцены насилия совмещены так, будто до него никто не снимал кино. Сюжет картины завязан на ограблении, после которого преступники собираются на заброшенном складе и пытаются выяснить, кто их подставил. Фильм был удостоен восьми наград на международных кинофестивалях, причём большинство номинаций получил именно режиссер-дебютант.

7. «Просто кровь», реж. Джоэл и Итан Коэны, 1984

-7

Криминальный триллер «Просто кровь» стал дебютом для нескольких, в будущем крупных фигур в мире кино. Во-первых, фильм представил миру режиссеров братьев Коэнов, а во-вторых, здесь исполнила первую серьезную роль актриса Фрэнсис МакДорманд. В центре сюжета взаимоотношения людей, ввязавшихся в любовный треугольник. Получив неопровержимые доказательства измены жены, Джулиан Марти всерьез задумывается о двойном убийстве и делится соображениями с хладнокровным сыщиком. Тот соглашается выполнить грязную работу, однако в результате его махинаций герои оказываются вовлеченными в кровавую историю.

8. «Четыреста ударов», реж. Франсуа Трюффо, 1959

-8

Во многом автобиографичный дебют Франсуа Трюффо - один из первых и ключевых фильмов французской новой волны. Названием картины послужило французское выражение, означающее, что на голову человека сыплются сплошные несчастья. Именно так происходит в жизни главного героя Антуана Дуанеля, хотя он храбрится и хулиганит, но понимает, что в этом мире за него некому вступиться.

9. «Секс, ложь и видео», реж. Стивен Содерберг, 1989

-9

В самом конце 80-х главный приз Каннского кинофестиваля ушел 26-летнему дебютанту Стивену Содербергу за фильм такой эмоциональной зрелости, откровенности и силы, что именно с него принято вести отсчет начала расцвета независимого кино. В семью преуспевающего юриста Джона приезжает его университетский друг Грэм, мягкий и добрый, но по всем признакам человек непристроенный и несчастливый. Слегка неуравновешенная Энн, жена Джона, мучается от одиночества и непонимания. А сам Джон забавляется с Синтией, сестрой Энн. Но явление чужака открывает дорогу к правде и любви.

10. «Я убил свою маму», реж. Ксавье Долан, 2009

-10

Сценарий своего дебютного фильма, частично списанный с собственной биографии, Долан написал в шестнадцать лет. Это история о молодом человеке, который переживает трудный период взросления, протекающий на фоне ухудшающихся отношений с матерью. В 21 год Долан закончил работу над картиной и представил её миру. Фильм был благосклонно принят критиками и завоевал Приз Regards Jeune на Каннском кинофестивале.

Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.