Найти в Дзене
Авиатехник

Baade 152 - первый и единственный пассажирский турбореактивный самолёт, созданный в ГДР. Он не получил развития из-за Ту-104

Оглавление

История создания Baade 152 тянется ещё с 1946 года, когда представители советской оккупационной администрации вывезли в СССР большое количество специалистов компании Junkers и других германских авиастроительных предприятий.

Среди этих людей оказался и дипломированный инженер Бурнольф Бааде (Brunolf Baade), под чьим руководством конструкторское бюро №1 в Берёзово занималось разработкой двухмоторного реактивного бомбардировщика "150" (создан на базе Ju. 287 и экспериментального самолёта EF. 131, подробнее читайте *тут*).

В конце 1954 г. ОКБ-1 по просьбе правительства Восточной Германии начало проектирование среднемагистрального пассажирского самолёта "152", рассчитанного на 72 пассажира. За основу был взят тот самый бомбардировщик "150".

Алексеев 150
Алексеев 150

От "150" пассажирский самолёт частично унаследовал схему аэродинамической компоновки. Главным отличием стало горизонтальное оперение (на "150" оно было Т-образным).

Baade 152 получился новым и не был похож на бомбардировщик. Диаметр фюзеляжа был увеличен с 2,6 до 3,3 м, с целью размещения в нем большего числа пассажирских мест. Увеличилось крыло. Благодаря новым габаритам, схему убираемого шасси удалось упростить. Силовая установка состояла из четырех турбореактивных двигателей типа "014" тягой по 3150 кгс. Двигатели располагались под крылом.

Baade 152
Baade 152

В 1954 году Бурнольф Бааде со своими специалистами вернулся из СССР в ГДР. В их руках были первые наброски "152". В мае 1956 года ОКБ-1 влилось в действующее производственное объединение "Vereinigung Volkseigner Betriese (VVB) Flugzeugwerke". Проект "152" получил обозначение VEB-152 (Baade 152).

Конструкторы приняли решение о постройке трёх самолётов. Первый опытный экземпляр VEB-152 имел велосипедное шасси. Его оснастили четырьмя двигателями РД-9Б тягой по 2600-2900 кгс. 4 декабря 1958 г. самолёт впервые поднялся в небо. Он стал первым турбореактивным пассажирским самолётом Германии. Полет продолжался 30 минут.

-4

Не обошлось без инцидентов

В марте 1959 года первый прототип самолёта был потерян. У него отказали двигатели. В полной мере причину установить не удалось. Чтобы не закрывать проект, всё "повесили" на экипаж, однако с технической части вполне могли быть проблемы.

Сложившаяся ситуация привела к значительной задержки производства. Вместо советских двигателей на Baade 152 установили немецкие Prina 014. Увеличился взлётный вес самолёта с 46,5 до 51 тонны. Скорость крейсерского полёта составляла 800 км/ч.

-5

В августе 1960 года в небо поднялась модифицированная версия - "152А". Она отличалась более комфортабельным пассажирским салоном на 57 мест, а также трехстоечным шасси.

Самолёты Baade должны были поставляться в авиакомпанию Deutsche Lufthansa, однако в СССР на тот момент уже появился Ту-104, из-за чего необходимость в немецком пассажирском самолёте отпала.

-6

Самолёт оказался не нужен и другим странам. 28 февраля 1961 года состоялось заседание, в ходе которого было принято решение о закрытии проекта. Так завершилось и гражданское авиастроение ГДР.

Незадолго до этого про Baade 152 был снят фильм. Его силуэт был размещен на почтовых марках.

Тот самый фильм:

Фюзеляж одного из самолётов в 1995 году был найден на ферме. Он использовался в качестве курятника. В настоящее время хранится в ангарах аэропорта Dresden Klotzsche

Пассажирский салон Baade 152
Пассажирский салон Baade 152

Характеристики

-8

А на этом всё друзья! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Делитесь своим мнением в комментариях!

Смотрите новый ролик на моём YouTube канале. В нём я рассказываю про советские игровые автоматы: