Достоевский как супермен, Цискаридзе как провокатор
До включения новостей вспомнила я о насущном.
Можно ли приучить нынешнее поколение детей читать? Герой наших с дочерью снов Николай Цискаридзе при недавнем общении с подростками ( простите, буду вам надоедать этим человеком), вроде, с радостным видом согласился, что их сегодня окружает «другой мир».
- Вы общаетесь виртуально. Мы не могли себе такого даже придумать. Вокруг вас много информации. И телевидение, и интернет...
И тут – бац по благостным лицам!
- Вы плохо учитесь все. Плохо всё запоминаете. Потому что вокруг всего слишком много.
В его детстве не было телевизора. Мама была жуткой его противницей. Надо было, чтоб ребенок читал. Мне это близко, потому что еще в детстве от кого-то умного узнала – если ты увидел героев книги в кино, у тебя в память врежутся готовые образы. И у тебя никогда уже не будет своих собственных, которых рождает воображение, когда ты сам погружаешься в роман или сказку.
- Вы не читаете книги. Вы практически не читаете стихи. Вы их не запоминаете.
- И если я с вами сейчас поговорю о любом произведении, которое вы изучали за эти годы, поверьте – вы все получите двойки.
- Вас всех сразу готовят к ЕГЭ, вас учат галочки ставить. Не учат мыслить. Вы любите мыслить маленькими короткими фразами, которые в СМСку помещаются.
- И очень часто, когда мне надо ученикам донести информацию, я говорю: «Дай мне свой телефон. Я тебе СМСкой замечание пошлю. Потому что вы гораздо легче воспринимаете это так, чем ухом. Меняется мир. Вот и всё.
- Я бы хотела поспорить насчет оценок и знаний, - выступила девочка с синим микрофоном – и это любимый эпизод моей дочери. Не устает его цитировать. - Мне кажется, наше поколение осознало, что в основном оценки это просто мнение учителей. Иногда их занижают...
- Ваше поколение еще ничего не успело осознать. Вы не знаете мира для того, чтобы что-то осознать.
- Поверьте, во все времена оценки занижают. Ты права – такое бывает.
- Может, мы учимся не для оценок, а для себя? – не сдалась девочка. Но Николай спросил, какое произведение она проходила в этом году в своем седьмом классе. А читали они «Тараса Бульбу», и ей он не понравился. Потому что, на ее взгляд, оно слишком жестокое – там заживо зарыли человека. На этом месте она перестала читать, потому что не любит физическое насилие.
Цискаридзе даже на стуле своем завертелся, что стоит на подиуме для лучшего обзора аудитории.
- Вы представляете – если бы мы, наше поколение, сказали, что мы не будем дальше читать, потому что там кого-то зарыли? Вот это безобразие уже.
Он не ругался, он говорил это как всегда – со смехом и счастливой улыбкой.
- За это надо уже ставить «два», с моей точки зрения, и дальше не обсуждать. Почему? Тебя никто не просит давать оценку. Тебя просят прочитать произведение, чтобы понять, что такое красота русского языка. Там много линий – и любовная, и взаимоотношения родителей с детьми... Вот о чем ты должна рассуждать. А ты - о том, что кого-то зарыли. Вы отказываетесь правильно воспринимать литературное произведение. И это – катастрофа.
Но девочка не остановилась. Она стояла на своем. Что значит правильное произведение?
- Это твоя школьная программа? Ты обязана как ученица его прочитать. Научиться разбирать его не только с точки зрения «закопали», а понимать о чем оно.
И снова девочка не дала Цискаридзе повернуться к другому подростку.
- А почему обязана? Зачем кому-то навязывать обязанности?
- Ты в школу пошла? – без реверансов спросил человек, дослужившийся трудом и упорством до ректора Вагановской академии.
- Да, - согласилась девочка.
- Всё. До свидания. Ты обязана это делать! Дальше.
Он наконец отвернулся. Аудитория встретила ответ бурными аплодисментами. И улыбками ботанов.
"Я же стал артистом. Потому что я принял условия этой игры, которым надо соответствовать", - заметит чуть позже звезда балета.
На самом деле тема зацепила всех. И через минуту Цискаридзе, ткнув пальцем в рисунок на своей майке (который они опознали), говорил, что нужно быть по-настоящему образованным человеком, чтоб кайфануть от «Игры престолов» - книг Джорджа Мартина, потому что там внутри огромное количество легенд, исторических событий, литературных произведений, которые автор перемешал и создал собственную Вселенную. Нужно их знать! Иначе не поймешь ничего.
В 15 лет читал Голсуорси и Теккерея. До этого рыдал над «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте – нашлось два человека, которые читали, он им похлопал. И заметил – просто катастрофа, что поднялись лишь две руки, и молодые люди не понимают, что чтение это очень интересное времяпровождение. Жюль Верна нынешние дети читали больше, а поколение Николая - поголовно. Только воспринимали его как фантастику, как Джорджа Мартина сейчас, у которого летают на драконах.
- Человек, который умеет читать - умеет фантазировать. Тик-ток это прекрасно, инстаграм это шикарно... Это всё очень весело, ребята. Но это такая глупость и такая ерунда.
Я поражалась тому, как человек умеет и любит разговаривать с подрастающим поколением. Мою дочь добило то, что он знает и помнит автора девиза к каверинским «Двум капитанам». А я покраснела, потому что забыла: слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — строка стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». А Николай озвучил это на раз, между делом...
Как вернуть страсть к чтению, я не знаю. Но хорошо помню, что дочь записалась в школе юного филолога МГУ на семинар, обозначенный всего одним словом «Достоевский», когда увидела на презентации курсов девушку с баклажановыми волосами. Та легко и весело говорила с ребятами на их языке.
И дочь слушала ее не один год. Помню вечер, когда я, борясь с температурой и головной болью, слушала потрясающе смешной и умный рассказ «Крокодил», который, приехав с Воробьевых гор, со страшным энтузиазмом бросилась мне читать Алиса. До сих пор обсуждаем с ней «экономическую целесообразность» изъятия из брюха крокодила человека, которого тот случайно проглотил на выставке. Что этот чувак оттуда несет – нынешним бы экономистам послушать!
Документальный фильм «Федор Достоевский. Между адом и раем» к дню рождения писателя показали на Первом, как водится, далеко за полночь. Но разве могла я его пропустить, увидев знаменитого достоеведа страны Игоря Волгина! Человека, в которого поголовно были влюблены все студентки журфака – а вместе с ним и в Достоевского... Ему, в отличие от Евгения Попова в 60 минутах, не только прощаю красные штаны, но даже приветствую их, как баклажановые волосы его ученицы и нежное отношение к молодой супруге писателя Анне Сниткиной.
Как трогательно в «Саге о Достоевских" он описывает 20-летнюю девушку, идущую работать стенографисткой к великому и непростому человеку:
«По дороге, в Гостином дворе, за один рубль серебром приобретается черный коленкоровый зонтик с красивой деревянной ручкой; в лавке на Невском за 60 копеек – портфель, куда аккуратно складываются бумага и карандаши. «…Мне хотелось показать вид порядочности», – признается она: таков ее нехитрый стратегический умысел».
Не забывает испугать всех ее воспоминанием:
«Ни один человек в мире, ни прежде, ни после, не производил на меня такого тяжелого, поистине удручающего впечатления, какое произвел на меня Федор Михайлович в первое наше свидание».
Дает нехитрый рецепт всем соискательницам счастья в отношении не олигархов, но великих людей:
«Ничто так не способствует писательским бракам, как женская – сугубо литературная – приязнь».
И, наконец, устами приглашенного в ад и рай Достоевского актера Антона Шагина, читает проникновенный панегирик в честь Анны. Эти строки не выходят у меня из головы:
Этой отваги и верности
Перевелось ремесло –
Больше российской словесности
Так никогда не везло.
К судьбе Анны Сниткиной я когда-нибудь вернусь, уж больно интересная персона. А сегодня закончу на высокой ноте. Николай Цискаридзе в конце передачи должен был выбрать лучший вопрос, прозвучавший в эфире и сделать фото с его автором.
Он выбрал девочку с «Тарасом Бульбой». Потому что она начала с ним спорить!
Кстати, учится девочка, которой не нравится насилие, в кадетском корпусе. Кто там наезжает на наших силовиков?